Антиинфляционное регулирование национальной экономики
Не менее важным в борьбе с инфляцией является уменьшение бюджетных расходов. Если государство решило покончить с бюджетным дефицитом, то его экономическая политика должна состоять не в том, чтобы больше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из своего бюджета. Государство должно взять курс на свертывание финансирования тех видов деятельности, которые можно передать рыночной системе. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционные процессы, отмене необоснованных дотаций, субсидий и т. д.
Отметим, что антиинфляционную стратегию образуют механизмы длительного действия. Эффект от работы таких механизмов проявится лишь через продолжительное время. Если же требуются срочные меры, то необходимо приводить в действие быстродействующие механизмы краткосрочного антиинфляционного регулирования. Поскольку инфляция представляет собой устойчивый разрыв между спросом и предложением, антиинфляционная тактика дает максимальный результат либо при наращивании предложения без адекватного повышения спроса, либо при снижении текущего спроса без соответствующего падения предложения.
Увеличить предложение без соответствующего роста спроса можно различными путями. Здесь следует выделить налоговые и другие льготы фирмам, осуществляющим диверсификацию своей деятельности, выпуск и продажу такой продукции, создание которой не требует больших текущих затрат. Это способствует "чистому" приросту предложения, что несколько стабилизирует инфляцию. Примером может служить продажа информации, дающая немалый антиинфляционный эффект, поскольку информация как товар может быть объектом продажи множество раз, не теряя при этом своих потребительских свойств. А это значит, что происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.
Ранее уже отмечалось, что быстрый антиинфляционный эффект дает проводимая в разумных пределах денационализация собственности. Она приводит к увеличению государственных доходов и ослаблению напряжения в расходной части бюджета. Резко увеличить товарность национального хозяйства можно также за счет массированного потребительского импорта, продажи населению части накопленного предприятиями вещественного капитала и др. Чтобы сократить текущий спрос, следует побудить потребителей к увеличению сберегаемой части их доходов. Для этого необходимо повысить ставку процента по вкладам настолько, чтобы она была не меньше темпа роста цен. В результате потребители будут заинтересованы превратить часть своих доходов в банковские депозиты. Сбережения людей можно привлечь также высоким процентом по государственным облигациям, распродажей акций, земельных участков и т. п. Антиинфляционный эффект повышается, когда правительство стремится к уменьшению уровня ликвидности находящихся в банках сбережений населения. С этой целью практикуется установление повышенных процентных ставок по срочным вкладам.
Воспроизводственная природа инфляции обусловливает необходимость системного подхода к разработке современной антиинфляционной политики. В связи с этим необходима разработка долговременной стратегии инфляционной безопасности. Мероприятия стратегии инфляционной безопасности призваны ликвидировать немонетарную основу инфляционного процесса. Стратегия обеспечения инфляционной безопасности включает:
а) выявление и мониторинг внутренних и внешних угроз инфляционной безопасности;
б) определение параметров состояния экономики, отвечающих требованиям инфляционной безопасности;
в) разработку и реализацию механизма обеспечения инфляционной безопасности.
В современных условиях инфляционная безопасность российской экономики оказалась подорванной, поскольку усиливается сырьевая направленность развития хозяйства, критического уровня достиг спад наукоемкого производства, набирает силу корпоративный и криминальный монополизм, темпы падения объемов инвестиций в производство длительное время превышали темпы промышленного спада, теряются внешние рынки сбыта наукоемкой продукции, растет зависимость страны от импорта.