Эволюция подходов к использованию валютных ограничений в странах мира
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [12, c. 13].
В связи с этим главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц рекомендовал развивающимся странам сохранять в своих руках рычаги управления валютным рынком: «Либерализация валютного регулирования может повысить доверие иностранных инвесторов к стране и способствовать притоку иностранных инвестиций. В то же время целесообразно продолжать использовать меры, ограничивающие чрезмерное поступление в страну краткосрочных обязательств в иностранной валюте» [13, c. 61].
Осознание того, что либерализация движения капитала увеличивает вероятность возникновения финансового кризиса, усиливает чувствительность рынков к внешним шокам и приводит к формированиям т.н. «спекулятивных пузырей», привело к тому, что как многие страны, так и МВФ пересмотрели свое во многом одностороннее отношение к режиму полной конвертируемости.
Так, в годовом отчете МВФ за 2000 год указывается на то, что меры контроля над потоками капитала в разных странах будут иметь неодинаковую эффективность, поскольку это зависит от многих факторов, в том числе от степени гибкости обменного курса, уровня финансового развития рынка, качества проведения денежно-кредитной политики. Контроль трансграничного движения капитала не может заменить рациональную макроэкономическую политику, хотя и может послужить временной «заплатой». В отчете также говорилось о необходимости определения темпов и последовательности отмены валютных ограничений отдельно для каждого конкретного случая, поскольку эти параметры находятся в тесной связи с общим уровнем экономического развития страны и конкретными экономическими условиями.
Мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. заставил МВФ пересмотреть перечень рекомендаций, разработанных ранее для развивающихся стран - потенциальных импортеров капитала. Чтобы снизить риски возникновения новых пузырей, МВФ предложил вводить ограничения на приток спекулятивного капитала, хотя свобода финансовых операций до кризиса являлась одним из главных принципов, закрепленных уставом МВФ.
С одной стороны, такая политика стала стимулом к экономическому росту, с другой - привела к необоснованному повышению стоимости активов и масштабным спекуляциям на фондовых рынках. В конечном итоге это вылилось в усугубление последствий мирового финансово-экономического кризиса для стран с развивающимися рынками.
Как следствие, МВФ пришел к выводу о необходимости введения ограничений, включая такие инструменты, как налоги и резервирование, которые будут сдерживать быстрый рост объемов международных инвестиций в развивающиеся страны [11, c. 22].
Мировая практика и исследования показывают, что эффективность применения валютных ограничений определяется, прежде всего, краткосрочностью их действий, невозможностью обхода данных ограничений со стороны экономических агентов и сопровождается наличием реформаторских процессов в экономической и других сферах государства.
Помимо получения определенного эффекта и выгод (уменьшение спроса на иностранные активы, сокращение оттока капитала из страны и т. д.), валютные ограничения и обременения имеют и ряд существенных недостатков: дополнительный барьер для привлечения иностранных инвестиций в экономику; дискриминация малого и среднего бизнеса; продолжительность их действия; асимметричность применения; возможность осуществления арбитража; дополнительные издержки; увеличение теневого сектора экономики; долларизация экономики; стимул для лоббирования и коррупции. Наличие данных недостатков предопределяет в целом неэффективность применения валютных ограничений и обременений (в особенности по операциям текущего характера).
Отсюда становится понятно, почему большинство стран мира стремятся увеличить степень конвертируемости своих национальных валют. Несмотря на смену подходов к подобным процессам на более осторожные, чем несколько десятилетий назад, общий тренд остается прежним.
Сегодня МВФ практически автоматически регистрирует заявку любой страны на ее присоединении к статье VIII Устава Фонда, независимо от экономического и финансового положения, и на этой основе данная валюта признается конвертируемой. С такими заявлениями выступили уже более 165 стран. В результате абсолютное большинство национальных валют сегодня де-юре признаются конвертируемыми [13, с. 68].
Гораздо меньше существует денежных единиц, которые являются полностью конвертируемыми: такой статус они могут получить лишь при условии снятия всех ограничений на движение капитала.
Несмотря на то, что в первой главе мы дали понятию «свободно конвертируемая валюта» определение, относящее к таковым любые валюты, свободно и без ограничений обмениваемые на иные, на практике иногда под ними понимают другой круг денежных единиц. Часто, говоря о свободно конвертируемых валютах, подразумевают те валюты, которые приняты для расчетов в международной межбанковской системе CLS [14].