Проблемы развития Московского региона
Московская область - один из крупнейших регионов Российской Федерации. По показателям социально-экономического развития она занимает ведущее положение не только среди субъектов Центрального федерального округа, но и России.
На сегодняшний день большинство проблем между Москвой и Московской областью существует из-за того, что у двух тесно связанных между собой во всех отношениях регионов, отсутствует единая система планирования развития. У Москвы есть свой генплан, у области - свой. Вместе с тем, здравый смысл говорит о том, что реально два этих региона развиваются как единый московский мегаполис.
Сегодня на территории Московского региона, имеющего самую высокую плотность населения в стране, реально проживает почти 20 млн. жителей, и там производится примерно треть ВВП России. Ежегодно столица и область строят свыше 10 млн. кв. м жилья. Каждый из регионов имеет хорошие перспективы развития. При этом следует констатировать, что на сегодняшний день реальное взаимодействие администраций Москвы и Подмосковья сталкивается с рядом трудностей, что, несомненно, сказывается на нормальной динамике развития московского региона в целом.
Существующая ныне ситуация выглядит, мягко говоря, абсурдно. И примеров тому много. На карте хорошо видно, что города Подмосковья, примыкающие к МКАД, расположены гораздо ближе к центру столицы, чем, скажем, Северное и Южное Бутово, Зеленоград и многие другие столичные микрорайоны и анклавы за Кольцевой автодорогой. Администрация и министерства области расположены на территории столицы. При этом столичная элита, включая федеральную и городскую администрации, практически в полном составе живет в области. Несколько миллионов жителей Подмосковья каждый день приезжают на работу в Москву. При этом каждый третий москвич в теплое время года, по возможности, живет на подмосковной даче. Жители области активно закупают товары в Москве, многие москвичи - в области. Власти каждого из субъектов федерации успешно решают проблемы своих регионов, однако ни для кого не секрет, что между столичной и областной администрациями существует скрытое противостояние, которое идет далеко не на пользу комплексному развитию московского мегаполиса. Так, при существующем положении вещей, прилегающие к МКАД города области пока не имеют ни малейшего шанса на приход к ним метро. Многие экологически небезопасные или малорентабельные промышленные предприятия столицы не могут переехать в более подходящую для их деятельности область и сводят концы с концами только потому, что Москва не заинтересована отпускать налогоплательщиков в другой регион. Работающие в столице жители области оставляют в городе огромные суммы налогов, а Московская область оттягивает из столицы налоги от покупок, которые москвичи делают в гипермаркетах, построенных за Кольцевой дорогой.
Несогласованность позиций между регионами отчетливо проявляется и в вопросах планирования строительства жилья, инженерных и транспортных коммуникаций. Отсюда - проблема перегрузки отдельных линий столичного метрополитена, московских и областных автомобильных и железнодорожных трасс, обеспечения коммуникациями строящихся районов . Различия в региональных законодательствах создают дополнительные трудности и путаницу для строительных компаний. А противопоставление успехов одного региона перед другим создает нервозность и нездоровый ажиотаж в обществе. Все хорошо помнят, как неодинаково в 2005 году проходил процесс монетизации льгот в Москве и Подмосковье. Сейчас аналогичная социальная ситуация сложилась с обманутыми соинвесторами строительства жилья. Решение задачи с недостроем в столице сегодня выглядит намного оптимистичнее, чем в области, а соинвесторы из Подмосковья составляют основной костяк проходящих в столице митингов обманутых вкладчиков.