Проблемы развития Московского региона
Чрезвычайно остро для московского мегаполиса стоит транспортная проблема. Автомобили жителей области создают дополнительную нагрузку на московские дороги, их нужно где-то парковать. Особенно трудной ситуация становится в летние месяцы, когда многие москвичи живут на дачах. Выход из этой ситуации - развитие общественного транспорта. Прежде всего, скоростных пассажирских поездов. А рядом со станциями в области нужно строить перехватывающие парковки. Тогда любой житель области сможет с комфортом доехать до московской электрички, а уже на ней - в столицу. Решению проблемы способствовало бы продление радиальных линий московского метрополитена за МКАД и строительство на конечных станциях крупных перехватывающих узлов.
Для того чтобы снизить пассажиропоток жителей области, приезжающих на работу в столицу, было бы целесообразно решить вопрос о переводе ряда московских промышленных предприятий в Московскую и сопредельные с ней области. Формирование цивилизованной, комфортной системы жизни, равных условий в областных центрах, которые окружают Москву и Московскую область, является сегодня государственной задачей. Через проблематику Генплана Москвы должна быть решена задача ускорения формирования комфортных условий жизни в крупных городах, в центрах, которые окружают московскую агломерацию, московский регион. В этом случае система промышленных, торговых, культурных, образовательных и других центров станет более распределенной, и будет проще решать задачи нормального функционирования мегаполиса.
Еще одна важная проблема - вопрос о состоянии лесозащитной полосы. И если для Москвы эта лесозащитная полоса действительно важнейший экологический фактор устойчивости города, то для области, по естественному пониманию ситуации, это зона максимального развития региона. То есть здесь интересы Москвы и области могут приобрести противоположные векторы. Кроме проблемы сохранности лесов в регионе достаточно остро стоит проблема водообеспечения.
И, наконец, главное, что нужно учитывать - это грамотное прогнозирование развития региона, причем не в режиме оценки тенденций наращивания каких-то элементов в потенциале городской жизни, а в режиме серьезных экспертных исследований и оценок, которые связаны, в том числе, и с оценками численности и сфер занятости населения.
Еще одной важной проблемой Московского региона является инвестиционное неблагополучие, которое подтверждается двукратным сокращением прямых иностранных инвестиций в Россию в 2010 г. по сравнению с первым полугодием 2008 г. Сопоставимые потери имеют и федеральные города, особенно С.-Петербург (табл. 3.10). Только Ленинградская область остается привлекательными для иностранных инвесторов.
Таблица 3.10.
Регионы с наибольшими объемами прямых иностранных инвестиций (ПИИ)
1 полугодие 2008 г. |
1 полугодие 2009 г. |
1 полугодие 2010 г. |
Объем ПИИ, 2010 к 2008 г. | ||||
млн долл. |
доля,% |
млн долл. |
доля,% |
млн долл. |
доля,% |
% | |
РФ |
11080 |
100 |
6090 |
100 |
5423 |
100 |
49 |
Московская область |
756 |
6 |
639 |
10 |
495 |
9 |
65 |
г.Москва |
2081 |
17 |
2165 |
36 |
1363 |
25 |
65 |
Ленинградская область |
279 |
2 |
142 |
2 |
293 |
5 |
105 |