Вмененная система налогообложения
По характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействовать на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход результатов коммерческой деятельности налог на прибыль выступает основным предпринимательским налогом [9]. В качестве основных функций данного налога выделяют регулирующую и фискальную функции.
. Регулирующая функция
Как уже было сказано выше, налог на прибыль является прямым, то есть его сумма зависит от конечного финансового результата деятельности предприятия. Поэтому он обладает значительными возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение. При помощи данного налога государство также имеет возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизма предоставления или отмены льгот, регулирования ставки налога, что позволяет стимулировать или ограничивать экономическую активность в различных отраслях экономики.
Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций [11].
. Фискальная функция
В последнее время значение фискальной функции налога на прибыль вызывает разногласия между экономистами. Согласно статистическим данным
налог на прибыль в развитых странах не является фискальнодоминирующим. Несмотря на значительные ресурсы, затрачиваемые налоговыми органами и самими налогоплательщиками на его производство, то есть на процесс исчисления, уплаты и соответствующего контроля, налог на прибыль обеспечивает лишь малую долю совокупных налоговых поступлений. Так, в странах «большой семерки» корпорационный налог (налог на прибыль) традиционно обеспечивает менее 8 процентов налоговых поступлений, в то время как подоходный налог - почти 24 процента. Исключение составляет только Япония, где корпорационный налог уверенно обеспечивает около 15 процентов налоговых поступлений. Столь невыгодное соотношение между невысокими поступлениями и значительными издержками по администрированию заставляют многих западных специалистов усомниться в полезности данного налога [7].
В России же дебаты по поводу отмены налога на прибыль не приобрели сколько-нибудь заметного проявления. Главной причиной этому является существенно большая фискальная значимость данного налога (см. таблицу 3)
Таблица 3 - Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ
Доходы бюджета |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Всего поступило (млрд. руб.) Из них: 1) в федеральный бюджет 2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5748,2 3000,7 2747,5 |
7360,2 3747,6 3612,6 |
8455,7 4078,7 4377 |
Налог на прибыль всего (млрд. руб.), в том числе: 1) в федеральный бюджет 2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1670,5 509,9 1160,6 |
2172,2 641,3 1530,9 |
2513 761,1 1751,9 |
Удельный вес налога на прибыль в доходах бюджета всего (%), в том числе: 1) в федеральный бюджет 2) в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
29,1 17 42 |
29,5 17 42,4 |
29,7 19 40 |