Основные понятия, задачи и принципы фандрайзинга
Фандрайзинг или фандрейзинг - (от англ. fund- средства, финансирование, to raise - поднимать, добывать, собирать) привлечение и аккумулирование денежных средств. Возможно написание и произношение "фандрейзинг" и "фандрайзинг", единого мнения по этому поводу у специалистов не выработано. Термин является не устоявшимся и пока не зафиксирован в словарях, имеет несколько трактовок.
«Fundraising» (фандрайзинг) как вид деятельности означает поиск и привлечение финансовых и материальных ресурсов к осуществлению социальных, культурных, спортивных проектов. Понятие «фандрайзинга» означает целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления тех или иных проектов (программ, акций) и/или поддержки тех или иных институтов. Может осуществляться в виде бизнеса, благотворительной и спонсорской деятельности.1
Фандрайзинг - деятельность благотворительной организации, использующая более эффективные и более продуктивные, чем у конкурентов методы и способы и направленная на получение благотворительной организацией ресурсов, необходимых для реализации её программ и достижения стоящих перед ней материальных средств организациями, не имеющими отношения к целей, на обеспечение желаемой удовлетворённости дарителя и укрепление благополучия общества в целом. Одна из технологий благотворительной деятельности, включающая в себя способы поиска и привлечения средств для осуществления благотворительной деятельности.2
Фандрайзинг - это обеспечение (надежного) потока доходов (в виде денег, времени, товаров), который позволил бы некоммерческим организациям (НКО) выполнять свою миссию в текущем и последующие годы. Фандрайзинг основан на определении потребностей НКО и их удовлетворении.3
Фандрайзинг - система работ, направленная на привлечение средств для реализации некоммерческих проектов. Основные источники средств: государственные и муниципальные программы; общественные организации и благотворительные фонды; коммерческий сектор, спонсоры; частный сектор, меценаты.4
Термины и понятия, используемые в фандрейзинговой деятельности:
Спонсорство - вид экономической сделки, в процессе которой происходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, проведения PR-мероприятий, стимулирования сбыта и др. спонсорство характеризуется исключительно коммерческими интересами.
Благотворительность - добровольная бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) в различных формах поддержка физических и юридических лиц в общеполезных целях.
Пожертвование - это дарение вещи или права ограниченному кругу благополучателей в общеполезных целях.
Патронаж - это оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделен правом участия в разработке стратегии развития, текущем планировании некоммерческой деятельности и т.д.
Членство - регулярное отчисление в некоммерческую организацию установленных средств с целью получения стандартного пакета некоммерческих услуг.
Грант - средства целевого финансирования (денежные средства или иное имущество), выделяемые на конкурсной основе и предоставляемые безвозмездно и безвозвратно с последующим отчетом об их целевом использовании.