Основные понятия, задачи и принципы фандрайзинга
Меценатство - организация и поддержка общественно-значимых мероприятий в просветительских целях (преимущественно в сфере культуры и искусства).
Ресурсы - финансовые средства, информация, специалисты, оборудование, материалы и иные материальные и нематериальные объекты, необходимые для реализации проекта или осуществления деятельности.
Доноры - частные или юридические лица, предоставляющие ресурсную поддержку.
Заявка - письменное обращение с просьбой об оказании поддержки. Цель заявки - убедить донора поддержать именно данный проект. Как правило, гранты выделяются на конкурсной основе. Конкурсный отбор проектов осуществляется экспертами на основании заявок.
Волонтёр - (франц. volontaire, от лат. voluntarius), лицо, добровольно помогающее НКО.
Задачи фандрайзинга:
-
поиск потенциальных доноров;
-
обоснование потребностей организации в соответствии с интересами потенциальных доноров и уровнем их понимания проблем организации;
-
постоянная работа с потенциальными донорами (формирование, поддержание и развитие связей);
-
формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации или коллектива, сбор писем поддержки, приобретение авторитета.
Принципы фандрайзинга:5
1. Процесс поиска средств должен стать целой системой глубоко продуманных плановых мер, ежегодно осуществляемых в организации.
2. В сложные финансовые времена лучше выживают организации с работающими руководящими органами, чем с незаинтересованными в этом вопросе.
. Чрезвычайно важно, кто в коллективе будет руководить работой по сбору денег, координировать действия всех служб, на это нацеленных.
. Просить деньги нужно не на свою организацию, а на конкретный проект, имеющий целевую группу и ощутимые результаты, очевидные и понятные всем.
. Если организация хочет добиться денежных вкладов от коммерческой фирмы, она должна помочь ей в общественных связях, в рекламе продукции и т. д.
. Привлечение финансов - это привлечение людей. Где бы организация ни искала денег, основная цель - заинтересовать донора в деятельности организации, построить долгосрочные отношения.
. Приемы фандрайзинга имеют свои особенности в зависимости от того, на какие категории вкладчиков направлены усилия организации.
. Нужно применять военную стратегию: сначала собрать данные о войсках противника, а затем о своих силах.
. Менеджеры по фандрайзингу полагают, что успешный фандрайзинг - это 90% хорошей подготовки к запросам о финансировании, и 10 % собственно запросы.
10. Хороший имидж организации не поможет в сборе средств, но плохой имидж может ему помешать.
11. Не стоит ожидать, что дадут все, о чем ни просили.
. Просить нужно о пожертвованиях на программу. Не стоит просить много денег. Следует указать примерный, нужный уровень финансирования.
. Потенциальным донорам нужны доказательства того, что их деньги принесли результаты, которые им обещает организация в момент просьбы.
14. Следует разбить программу на несколько компонентов, каждый их которых можно финансировать по отдельности.
15. Объем пожертвования обычно прямо связан с размером суммы, которую организация запланировала для фандрайзинга.