Методы и средства фандрайзинга
Проведение фандрайзинговой кампании предполагает использование различных методов. Методы фандрайзинга представляют собой обращение к потенциальному спонсору с просьбой (предложением) о выделении финансирования для выполнения определенной программы или проекта. Основные из них:
· Прямое устное обращение - непосредственное общение с потенциальным донором по вопросу получения финансирования.
· Прямое письменное обращение - письменное предложение (заявка, проект), адресованное потенциальному донору;
· Фандрайзинг по телефону - проведение переговоров по телефону с потенциальными донорами с целью установления контакта или выяснения перспектив будущего финансирования;
· Непрямое устное обращение - публичное выступление, целью которого является привлечение внимания к программе и поиск спонсоров для ее реализации (участие в телепрограмме, выступления на митингах, конференциях и т.д.);
· Непрямое письменное обращение - рассылка писем потенциальным донорам с просьбой о финансировании с целью привлечения их интереса к проекту (программе);
Выбор того или иного метода зависит от этапа фандрайзинговой кампании и целей, которые преследует НКО в данный момент. Прямые обращения чаще используются, когда НКО уже определила круг потенциальных спонсоров. Задача непрямых обращений - помочь НКО выбрать наиболее заинтересованных доноров.
Среди разнообразных методов фандрайзинга необходимо выбирать те, которые возможно реализовать в конкретной ситуации. В процессе фандрайзинга, специалисты нередко используют креативный подход, стараясь выделить свою кампанию среди множества подобных. Тем не менее, существует перечень общеизвестных инструментов, среди которых Владимир Вайнер выделяет десять основных.13
Инструмент №1: Письма к спонсорам.
Письмо содержит информацию о деятельности организации, о проектах. Цель письма - заинтересовать спонсора/ благотворителя, побудить человека выйти на личную встречу, личный разговор, во время которого, сформировав интерес, перейти к формированию доверия и вариантов действий поддержки. Существует два варианта писем: безличное письмо к потенциальному спонсору; письмо с личным обращением, когда известны как минимум имя, отчество и должность потенциального донора.
Инструмент №2: Партнерские проекты.
Письмо-предложение содержит всю необходимую информацию об организации, подробно описывает варианты совместного участия в интересном для потенциального спонсора проекте. Предварительная разработка совместного проекта требует специфики работы и взглядов руководителя предприятия, существующей идеологии и миссии бизнес-организации. Письмо-предложение совместной реализации проекта требует более тщательной проработки, точных финансовых расчетов, определения выгод сторон, обоснования важности и социальной значимости решаемой проблемы с учетом интересов целевых групп обеих сторон. Письмо должно быть:14
· не более 1 страницы, максимум 2;
· на бланке организации;
· правильно адресованным (имя, должность, название организации, город, страна);
· включать полные реквизиты (адрес, телефон, Е-мэйл, банковский счет организации и пр.);
· краткое объяснение, почему организация заинтересована в проекте;
· почему выбрали именно этот адресат;
· число копий и кому они были направлены;
· кто уже поддержал проект;
· имя, адрес, телефон, должность, звание сотрудника, отвечающего за этот проект или переписку относительно его.
Инструмент №3: Заявки на гранты.
Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа средства, полученные по гранту не нужно возвращать. Для получения гранта фандрайзер должен пройти сложную процедуру предоставления заявки на получения гранта, в итоге которой может оказаться победа в конкурсе, который организовал донор, и получение средств.