Оценка финансового состояния бюджета
Основу финансовой деятельности государства составляет бюджет, состояние которого может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Переход к рыночным методам управления экономикой обусловил коренное реформирование финансовой системы, в том числе бюджетной системы России.
Причины постоянного внимания исследователей к проблемам разработки бюджетов различного уровня общеизвестны и объяснимы. Бюджет является основой государственных, региональных и местных финансов, формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного значения и местного самоуправления. Вопросы, связанные с разработкой проекта бюджета и процедурой его утверждения на всех уровнях бюджетной системы традиционно являются дискуссионными. Подготовка проекта бюджета становится поводом для столкновения интересов представителей органов исполнительной и законодательной власти. В этом нет ничего удивительного - идет активное распределение бюджетных средств в условиях отсутствия норм расходования финансовых ресурсов и культуры лоббирования.
Бюджет, по-прежнему, рассматривается многими как источник гарантированного финансирования. Формирование бюджетной политики Российской Федерации на очередной финансовый год осуществляется в настоящее время в крайне неблагоприятных условиях мирового финансового кризиса. Правительством Российской Федерации проделана большая работа по разработке и реализации мер, направленных на стабилизацию ситуации на финансовом рынке, поддержку реального сектора экономики и решение острых социальных проблем, что позволило сдерживать развитие и углубление финансового кризиса в России. Реализация этих мер потребовала использования значительных бюджетных средств, а также золотовалютных резервов страны. Для определения дальнейших действий по преодолению последствий мирового финансового кризиса особенно необходимым становится проведение оценки эффективности антикризисных мер и их влияния на устойчивость бюджетной системы и на уровень инфляции в стране.
Актуальность темы исследования основывается на сложившейся в последнее десятилетие социально-экономической ситуации в России и ее регионах, обусловливающей необходимость использования бюджета как одного из основных финансовых источников развития территории. Проведение реформ в начале 90-х годов, привело к сокращению денежной массы в сфере обращения, росту инфляции, снижению курса рубля, стремительному уменьшению финансово-кредитных ресурсов в реальном секторе экономики. В результате многие отрасли экономики и социальной сферы, остались без необходимой финансовой базы.
В доходной части бюджетов во многом превалируют налоговые поступления, низка доля неналоговых доходов, которые можно повысить за счет поступлений от эффективного управления собственностью и усиления предпринимательской активности. Не всегда рационально используются бюджетные средства и осуществляется контроль за их сохранностью, в результате чего не решаются вопросы развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы.
Цель курсовой работы состоит в оценке финансового состояния бюджета субъекта РФ и выработке приоритетных направлений в улучшении финансового состояния бюджета Республики Татарстан, способствующего максимально эффективному его влиянию на достижение устойчивого социально-экономического развития региона.
Реализация поставленной цели достигается решением следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть теоретические основы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ: сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона, состав и структура доходов и расходов регионального бюджета, методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ;
провести анализ финансового состояния бюджета РТ: оценку доходов и расходов бюджета РТ, его сбалансированность и результаты финансового состояния бюджета РТ;
представить пути улучшения финансового состояния бюджета РТ.
Объектом исследования является бюджет Республики Татарстан и его воздействие на социально-экономическое развитие региона.
Предметом исследования выступают бюджетные отношения субъекта федерации в структуре отношений бюджетного федерализма.
Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых экономистов и финансистов по проблемам экономического развития, устойчивости, бюджетного федерализма и межбюджетного регулирования.
В ходе работы использовался системный подход при рассмотрении объекта исследования. Для более полного достижения поставленной цели в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования, методы статистического, логического и сравнительно-экономического анализа.
Теоретической и методологической базой послужили законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, Республики Татарстан, статистические данные Госкомстата России, Республики Татарстан, программы и концепции развития предпринимательства, межбюджетных отношений и бюджетного федерализма, социально-экономического развития России и территорий, материалы российских и международных конференций, семинаров, разработки, методики и отчеты министерств и ведомств Российской Федерации, Республики Татарстан и других субъектов Федерации.
1. Теоретические основы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ
бюджет социальный экономический финансовый
- Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона
- Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета
- Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ
- Оценка доходов и расходов бюджета РТ
- Анализ сбалансированности и финансового состояния бюджета РТ
- Пути улучшения финансового состояния бюджета РТ