Налоговое администрирование упрощенной системы налогообложения
Авансовый платеж по единому налогу за девять месяцев меньше, чем сумма авансовых платежей, начисленных к доплате за I квартал и первое полугодие (190 000 руб. < 207 000 руб.). Поэтому по итогам девяти месяцев бухгалтер «Альфы» рассчитал авансовый платеж по единому налогу к уменьшению:
000 руб. - 207 000 руб. = -17 000 руб.
Возникшая разница (17 000 руб.) засчитывается фирме в счет уплаты единого налога по итогам года.
Применяющие УСН налогоплательщики обязаны рассчитываться с бюджетом не позднее срока, установленного для подачи деклараций за соответствующий налоговый период в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.23 Налогового кодекса (п. 7 ст. 346.21 НК). В свою очередь, в силу указанных положений Кодекса, организации должны отчитываться по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом, а по итогам отчетного периода - не позднее 25 календарных дней со дня окончания квартала. Что касается индивидуальных предпринимателей, то крайний срок подачи декларации за налоговый период для них установлен как 30 апреля, а за отчетный период, также как и для организаций - не позднее 25 календарных дней со дня окончания квартала.
Правильность исчисления и уплаты налогов (сборов) инспекторы прежде всего оценивают по декларациям (расчетам), а также первичным документам, подтверждающим полученные доходы и произведенные расходы (платежным поручениям, актам, договорам, накладным и др.).
Так как организации на упрощенной системе освобождены от бухгалтерского учета в полном объеме, требовать от них бухгалтерские учетные регистры (кроме регистров по основным средствам и нематериальным активам) налоговики не вправе. Проверяется наличие Книги учета доходов и расходов, свидетельство о постановке на налоговый учет организации или ее обособленных подразделений, устав или учредительный договор и т.д.
При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки: неправильное исчисление налогооблагаемой базы, ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, т.д.); и нарушение сроков платежей по налогам.
При предоставлении деклараций и бухгалтерской отчетности на электронных носителях (дискетах) их принимают сотрудники отдела работы с налогоплательщиками. При этом представление бумажных экземпляров документации является обязательным.
Документация проходит программный контроль на соответствие формату ее представления, после чего формируется протокол входного контроля. Документация в бумажном виде подвергается визуальному контролю на наличие обязательных реквизитов. В случае отсутствия в представленной документации реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками в устной форме предупреждает плательщика об этом и предлагает внести необходимые изменения. При отказе плательщика внести необходимые изменения на стадии приема, а также в случае представления документации по почте отдел работы с налогоплательщиками в трехдневный срок письменно уведомляет плательщика о необходимости представления им документа по утвержденной форме.
Затем документы обрабатываются так же, как в случае их приема на бумажных носителях. Не позднее следующего рабочего дня с даты принятия документы, принятые в бумажном виде и на электронных носителях, формируются в пачки с сопроводительными ярлыками или реестрами и передаются в отдел ввода и обработки данных с примечанием, что данные документы имеют копию, представленную на электронном носителе. Документы от крупнейших и основных плательщиков и документы по регистрации и учету плательщиков до окончания рабочего дня, в течение которого они были получены, формируются в отдельные пачки и передаются в отдел ввода и обработки данных в первоочередном порядке.
Документы в бумажном виде вместе с их экземплярами на электронных носителях подвергаются визуальному контролю на предмет соответствия данных на бумажных и электронных носителях. При наличии расхождений вводу подлежат данные отчетности с бумажного носителя.
Работники отдела ввода и обработки данных при получении вынесенных решений как по камеральным, так и по выездным проверкам не позднее пяти рабочих дней обеспечивают отражение в РСБ сумм налогов, пеней, санкций. По решениям, по которым имеются вступившие в законную силу судебные акты, изменения вносятся в РСБ не позднее трех дней с даты поступления (регистрации) судебного акта.
По окончании ввода решения по реестру передаются в отдел, в котором осуществляется хранение отчетности, и подшиваются в дела плательщиков. В случае автоматизированного формирования решения в отделе, который проводит проверки, после его утверждения суммы налогов, пеней, санкций автоматически отражаются в РСБ.