Методика оценки налоговой нагрузки предприятий малого бизнеса в границах «налогового коридора»
. Качественная (структурная) оптимизация связана с выбором оптимальной схемы или схем налоговой оптимизации в зависимости от специфики деятельности организации.
. Количественным критерием оптимизации является максимизация чистой прибыли при условии ограничений на верхнюю границу налогового коридора. Количественная оптимизация должна проводиться с тем условием, что получаемая предприятием в ходе осуществления мероприятий по качественной (структурной) оптимизации налоговая выгода не спровоцирует появление максимальных налоговых рисков и позволит сохранить предприятию стабильное финансовое положение и достаточные ресурсы для дальнейшего успешного развития.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что целью методики оптимизации налогообложения предприятия является регулирование налоговой системы предприятия таким образом, чтобы в ходе реализации процедур налогового планирования, контроля и регулирования значение показателя налоговой нагрузки находилось в пределах «налогового коридора».
Заключение
В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни современным потребностям экономики страны, ни тем более требованиям глобализации мирового хозяйства. Малое предпринимательство играет значительную роль в решении ряда социально-экономических проблем, негативное влияние которых особенно остро ощущается именно на муниципальном уровне.
Субъекты малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов, малое предпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка.
Для субъектов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей России действует два вида режимов налогообложения:
. Общий режим налогообложения - совокупность налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами;
. Специальные налоговые режимы - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами:
.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК РФ);
.2 Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);
.3 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);
.4 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).
В основе специальных режимов налогообложения лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период.
Анализ применения различных вариантов налогообложения малого бизнеса проводился на примере ИП Ушаков М.А. В работе проведена оценка налогообложения по упрощенной системе налогообложения, произведен расчет единого налога на вмененный доход и применение общего режима индивидуальным предпринимателем.
Проведенное исследование и анализ различных вариантов режимов налогообложения (общий и специальные) показало что, что ИП Ушаков М.А. выбрал экономичный и целесообразный с точки зрения эффективности вариант налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения (с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов).
Проблемы налогообложения и направленности его воздействия на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий являются одними из наиболее актуальных в рамках современного российского финансового менеджмента. С точки зрения налогообложения весь процесс деятельности хозяйствующих субъектов опосредуется возникновением и изменением налоговых отношений. Прогнозировать появление таких налоговых отношений, а также вытекающие из них налоговые базы, налоговые расходы необходимо до совершения соответствующих операций. Налоговое планирование сокращает неопределенность будущих налоговых расходов экономических субъектов и степень их адаптации к агрессивной внешней среде.