Методика оценки налоговой нагрузки предприятий малого бизнеса в границах «налогового коридора»
Эффективность налогового планирования оценивается с точки зрения уровня налоговой нагрузки предприятия. Процедура приведения налоговой ситуации хозяйствующего субъекта к наиболее оптимальному состоянию с позиции налоговой нагрузки получила название налоговой оптимизации. Для того чтобы служить эффективным инструментом финансового и налогового менеджмента, инструменты и алгоритмы осуществления оптимизационных расчетов должны быть адекватны текущему состоянию налоговой системы государства.
Налоговая оптимизация - это разработка комплекса мер, предполагающих баланс низкого уровня налоговой нагрузки и удержания налоговых рисков в допустимых пределах, направленных в рамках действующего законодательства на рационализацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков.
Налоговое планирование является особым видом финансового планирования организации, основывающимся на принципах и методах налоговой оптимизации, проводимого с целью повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации, увеличения собственных финансовых ресурсов и повышения финансовой устойчивости организации.
В работе представлена методика оптимизации налогообложения предприятия предназначена для применения на малых и средних предприятиях различной организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности. Поскольку именно малые и средние предприятия испытывают наибольшую обремененность с точки зрения налоговой нагрузки, то применение методики оптимизации налогообложения позволит менеджерам хозяйствующего субъекта принимать своевременные управленческие решения в части учета, анализа, планирования, контроля и регулирования системы налогообложения предприятия.
Целью методики оптимизации налогообложения предприятия является регулирование налоговой системы предприятия таким образом, чтобы в ходе реализации процедур налогового планирования, контроля и регулирования значение показателя налоговой нагрузки находилось в пределах «налогового коридора».
Приложение 1
Базовая доходность по видам предпринимательской (ст. 346.29 п.3 НК РФ) [1]
Виды предпринимательской деятельности |
Физические показатели |
Базовая доходность в месяц (рублей) |
Оказание бытовых услуг |
Количество работников, включая ИП |
7 500 |
Оказание ветеринарных услуг |
Количество работников, включая ИП |
7 500 |
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств |
Количество работников, включая ИП |
12 000 |
Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках |
Общая площадь стоянки (в квадратных метрах) |
50 |
Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов |
Количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов |
6 000 |
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров |
Количество посадочных мест |
1 500 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы |
Площадь торгового зала (в квадратных метрах) |
1 800 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров |
Торговое место |
9 000 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров |
Площадь торгового зала (в квадратных метрах) |
1 800 |
Развозная и разносная розничная торговля |
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
4 500 |
Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей |
Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах) |
1 000 |
Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей |
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя |
4 500 |
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло) |
Площадь информационного поля (в квадратных метрах) |
3 000 |
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций с автоматической сменой изображения |
Площадь информационного поля (в квадратных метрах) |
4 000 |
Распространение наружной рекламы посредством электронных табло |
Площадь информационного поля (в квадратных метрах) |
5 000 |