Основные направления бюджетной политики на современном этапе экономического развития России
Основные направления бюджетной политики в период кризиса
Перед Россией стоят следующие задачи, касающиеся бюджетной, в частности фискальной, политики и требующие достаточно быстрых решений в условиях кризиса.
1. использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны.
Как уже было отмечено, решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов). Однако ключевой вопрос здесь: как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям - инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т. д.
2. использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем.
В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.
3. поддержка реального сектора экономики в условиях возможной рецессии.
Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.
В таблице 4 представлен набор мероприятий налогово-бюджетной политики, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса в нашей стране. Общая стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900-1000 млрд. руб. (2,3-2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) - в 1145 млрд. руб. (2,9% ВВП). Таким образом, суммарный объем антикризисных мер составляет 2045-2145 млрд. руб. (5,2-5,4% ВВП).
Таблица№4. Мероприятия бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мирового кризиса
№ |
Мероприятия |
млрд. руб. |
эквивалент в млрд. долл. США |
% ВВП |
1. |
Мероприятия налогово-бюджетной политики, всего |
2045,3-2145,3 |
61,2-64,2 |
5,2-5,4 |
2. |
Мероприятия налоговой политики, всего |
900-1000 |
26,9-29,9 |
2,3-2,5 |
2.1 |
Снижение налога на прибыль на 4 пункта |
400-500 |
12-13 |
1,0-1.3 |
2.2 |
Увеличение амортизационных отчислений с 10 до 30% |
150,0 |
4,5 |
0,40 |
2.3 |
Изменение порядка взимания вывозной пошлины на нефть |
250 |
7,5 |
0,60 |
2.4 |
Прочие, в том числе увеличение имущественного вычета для граждан при приобретении жилья, снижение ставки налога на малый бизнес, поддержка рыболовства |
100 |
3 |
0,30 |
3. |
Мероприятия бюджетной политики, всего |
1145,3 |
34,3 |
2,90 |
3.1 |
Пополнение уставных капиталов, всего |
439,0 |
13,1 |
1,10 |
3.1.1 |
увеличение уставного капитала Россельхозбанка |
75,0 |
2,2 |
0,20 |
3.1.2 |
увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» |
29,0 |
0,9 |
0,10 |
3.1.3 |
увеличение уставного капитала ОАО АИЖК |
60,0 |
18,0 |
0,20 |
3.1.4 |
увеличение уставного капитала Внешэкономбанка |
75,0 |
22,0 |
0,20 |
3.1.5 |
имущественный взнос в ГКО «Агентство по страхованию вкладов» |
200 |
6 |
0,50 |
4. |
Субординированные кредиты, предоставленные: |
450 |
13,5 |
1,13 |
4.1 |
Внешторгбанку |
200 |
6 |
0,50 |
4.2 |
Россельхозбанку |
25 |
0,7 |
0,06 |
4.3 |
иным банкам |
225 |
6,7 |
0,57 |
5. |
Субсидирование процентных ставок для предприятий агропромышленного комплекса |
18,07 |
0,5 |
0,05 |
6. |
Поддержка авиакомпаний |
32 |
1,0 |
0,08 |
7. |
Поддержка отрасли автомобилестроения |
39 |
1,2 |
0,10 |
8. |
Развитие малого и среднего бизнеса |
6,2 |
0,2 |
0,02 |
9. |
На проведение активной политики на рынке труда и содействие занятости |
43,7 |
1,3 |
0,11 |
10. |
Увеличение пособий по безработице |
35 |
1,0 |
0,09 |
11 |
Оборонно-промышленный комплекс |
50 |
1,5 |
0,13 |
12. |
Поддержка экспорта промышленной продукции |
6 |
0,2 |
0,02 |
13 |
Предоставление возможности использования средств материнского капитала на погашение основного долга и процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, на приобретение и строительство жилья |
26,3 |
0,8 |
0,07 |