Основные направления бюджетной политики на современном этапе экономического развития России
Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента РФ.
Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2009-2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:
• превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
• обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
• дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
• обеспечение исполнения расходных обязательств;
• проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
• переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
• применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;
• повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
• решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда РФ;
• содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
Бюджет 2009-2010 годов должен быть направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.
10 тезисов бюджетной политики на 2010-2012 гг.
Дмитрий Медведев представил правительству и руководителям палат Федерального Собрания основные тезисы Бюджетного послания на 2010-2012 годы. Среди основных тезисов бюджетной политики страны на 2010-2012 годы Президент назвал:
1. Исполнение социальных обязательств и придание им адресного характера. «Необходимо последовательно расширять полномочия региональных органов власти. Именно они с учётом местной специфики должны определять, какие именно конкретные программы социальной поддержки должны реализовываться с учётом уровня доходов получателей соответствующих субсидий, соответствующих льгот»;
2. Последовательное снижение бюджетного дефицита и повышение уровня нераспределённых резервов для своевременного реагирования на изменение ситуации;
. Переход к режиму жёсткой экономии бюджетных средств. «Важно чётко определить приоритеты и цели использования средств налогоплательщиков. Следует последовательно внедрять в практику формирования бюджета программные и проектные подходы, добиваться, в конечном счете, максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля»;
. Поиск оптимальных путей поддержки реального сектора и банковской системы. «Повышение эффективности и, прежде всего, энергоэффективности и производительности труда, технологическая модернизация должны стать обязательными условиями государственной поддержки»;
. Кардинальное повышение качества публичных услуг для граждан, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов. «Реализуя различные программы, в том числе и приоритетные национальные проекты, которые требуют и будут требовать особого внимания, необходимо внедрять современные формы предоставления медицинских, образовательных, иных социальных услуг, не бояться переходить во многих случаях от производства услуг к их приобретению государством в интересах граждан на конкурентном рынке, но только там, где это приводит к снижению затрат и повышению качества услуг, а не наоборот»;
. Усовершенствование механизма госзакупок, который должен стимулировать производителей;
. Определение экономически оправданной налоговой нагрузки. «Надо разработать налоговые стимулы повышения энергоэффективности производства. Необходимо внимательно проанализировать и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки для смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта увеличения взносов системы пенсионного и медицинского страхования»;
. Ответственность властей всех уровней за расходы бюджетных средств. «Необходимо обеспечить сбалансированность расходных полномочий, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала. Бюджетные субсидии не должны быть средством финансирования любых расходных обязательств. Их применение следует ограничить случаями, когда необходимо устранить избыточную неравномерность в уровне предоставления отдельных публичных услуг или когда нужно стимулировать внедрение лучшей практики оказания таких услуг, в том числе, скажем, в рамках приоритетных национальных проектов»;
. Завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы. «В 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тысяч рублей в месяц. Должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров, в том числе за счёт социальных доплат к тем пенсиям, размер которых меньше прожиточного минимума, в субъектах РФ»;