История лизинговых операций
Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным, а порой и единственно возможным средством приобретения оборудования, земли и скота.
Древние финикийцы, которые считались отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень похожа на классическую форму современного лизинга оборудования. Большое количество договоров краткосрочной аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти соглашения соответствуют операциям так называемого «мокрого» лизинга. Долгосрочные чартерные соглашения подписывались на срок, который покрывал весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принять на себя большую часть обязательств, которые вытекали из монопольного использования арендованных средств.
Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных видов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже и военная техника.
Первое упоминание о такого рода лизингового соглашения относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.
В период средневековья лизинговая деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Однако время от времени происходили события, которые порождали уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистрирована сделка, согласно которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспех для участия в Седьмом Крестовом походе. Затем он выплачивал за него арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила начальную стоимость амуниции.
В Англии лизинг распространяется с 1284 г. В течение многих веков элементы лизинговых отношений успешно применялись в Великобритании, где для их реализации были приняты первые законодательные акты. Операции, схожие с современным лизингом, регулировались Уставом Уэльса 1284 г., в соответствии с которым лизгольдеры арендовали земли у лендлордов на очень тяжелых условиях - размер арендной платы и срок определяли землевладельцы, который в дополнение к традиционной аренде земли разрешал аренду недвижимости. В соответствии с этим законом аренда нередко использовалась для целей не совсем честных и благородных, например для введения в заблуждение кредиторов относительно истинного положения вещей: кто собственник, кто владелец.
Позднее предметами аренды в Англии стали не только земли и здания, но также движимое имущество и товары.
Однако особого развития лизинг приобрел во время промышленных революций. Объектом лизинга в XIX веке были железнодорожные вагоны, для перевозки угля. Именно отсюда и пошло право арендатора приобретать имущество по окончании срока аренды.
Рост в начале XIX в. промышленного производства и особенно железнодорожного транспорта и добычи каменного угля сопровождался одновременным развитием лизинговых сделок.
Для перевозки увеличивающейся выработки угля собственники шахт постепенно вместо прямой покупки железнодорожных вагонов стали брать их на время - в аренду на 5-8 лет, а затем возвращали продавцу. Для стимулирования бережного отношения к вагонам в договора аренды включали право пользователя на их выкуп (опцион) после окончания срока лизинга. В это же время начали появляться фирмы, которые наряду со своим основным видом бизнеса стали вкладывать капитал в покупку железнодорожных вагонов для сдачи их в аренду (лизинг) транспортным компаниям.
Новый исторический этап ускоренного развития лизинговых операций в хозяйственной деятельности многих стран связан с созданием специализированных компаний, для которых лизинг был основной целью и предметом деятельности. Первая в мире лизинговая компания - «Бирмингем Вагон компани» - была зарегистрирована 20 марта 1855 г. в Великобритании. Она специализировалась сначала на сдаче в лизинг железнодорожных вагонов для перевозки угля и других минеральных ресурсов, а затем - машин и оборудования.
В США первый договор аренды был зарегистрирован в начале XVIII в. по передаче в пользование лошадей, фургонов и колясок. В дальнейшем арендная деятельность была связана, как и в Англии, с развитием железных дорог, когда транспортные компании стремились взять вагоны и локомотивы в пользование, а не в собственность. По закону 1892 г. даже военный министр США имел право передавать в аренду на срок не более 5 лет имущество, принадлежащее армии, другим странам, если в нем не нуждалось государство и если это в его интересах.