История лизинговых операций
До второй мировой войны аренда средств производства не была распространена в Европе. Политическая и экономическая нестабильность не стимулировали сдавать в аренду промышленные средства производства. Американский лизинговый опыт (во время и сразу после окончания войны) показал Западной Европе перспективность крупных арендных соглашений, но к началу 60-х годов развитие лизинга тормозилось отсутствием свободных средств в экономике европейских стран. Поэтому неудивительно, что первые большие внутренние лизинговые контракты начали заключать фирмы таких государств, как Швейцария, Швеция и Австрия.
Лизинговые договоры в Западной Европе намного раньше стали носить международный характер благодаря организации Европейского Экономического Содружества (ЕЭС), хотя очень долго заключались лишь на отдельные виды машин, оборудования, а не на комплексные производства. Эта практика сохранилась и сейчас.
В конце 60-х годов в странах ЕЭС начали появляться компании, которые заключали контракты по финансовому лизингу. Таким видом деятельности в основном занимались специализированные филиалы крупных банков или связанных с ними финансовых посреднических учреждений. В 70-е годы создаются и национальные лизинговые ассоциации Италии, Австрии, ФРГ, Великобритании, Франции. Именно последние три страны являются лидерами европейского лизингового движения.
В России современный лизинг появился в советское время. Использовался для приобретения судов и самолетов. Сделки были очень немногочисленными, велись несколькими организациями, работающими в сфере международных экономических отношений (В/О «Совфрахт» Минморфлота СССР, В/О «Севтрансавто»).
В начале 1990-х годов начали появляться первые лизинговые компании, учредителями большинства которых были коммерческие банки. Оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, Правительство РФ приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора.
На рынке появились компании, учрежденные финансово-промышленными группами (ФПГ). Главным направлением их деятельности стала модернизация производственных мощностей предприятий, входящих в данную группу ФПГ. Начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, имеющих доступ к финансированию из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки. В 1994 году группа, состоящая из 15 лизинговых компаний, учредила российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг»).
Дополнительный импульс к развитию лизинга в России дали решения правительства, разрешившие включить лизинговые платежи в состав затрат, а также применить механизм ускоренной амортизации при договоре лизинга.
С начала 2001 года Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации выдало 955 лицензий на право осуществления лизинговой деятельности в Российской Федерации, а общее количество компаний, получивших лицензию с 1996 года, достигло 2500. Более 130 из них являются нерезидентами Российской Федерации и представляют более 20 стран мира. Большинство компаний - из стран Западной Европы и США. На российском лизинговом рынке работают также лизинговые компании из стран Восточной Европы и ближнего зарубежья, в том числе из стран СНГ (Украина, Беларусь). Большинство действующих лизинговых компаний успешно работает на отечественном рынке лизинга на протяжении трех и более лет, то есть они имеют опыт не только заключения, но и успешного завершения большого количества как внутренних, так и международных лизинговых договоров.
В 2001 году усилия правительства Российской Федерации были направлены на снятие бюрократических барьеров и создание благоприятного налогового режима на пути развития лизинговой деятельности. Были приняты Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», отменяющий лицензирование финансовой аренды (лизинга), и отдельные главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Многие положения, приведенные в этих главах, в значительной степени облегчили налоговое бремя всех субъектов лизинговых правоотношений.
В первую очередь можно отметить предоставление права выбора начисления амортизации линейным или нелинейным способом с применением коэффициента ускорения до 3 к основной норме амортизационных отчислений, снижение ставки налога на прибыль до 24 %. Кроме того, Минэкономразвития России внесло в правительство Российской Федерации предложения по классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, которые предусматривали упрощение действующей системы норм амортизации на основе сформированных укрупненных видов основных средств и сокращения периода списания амортизируемого имущества за счет увеличения норм амортизации в среднем на 25 %.