История лизинговых операций
Термин «лизинг» в современном распространенном понимании впервые был использован в деловом хозяйственном обороте в 1877 г., когда американская телефонная компания «Белл» стала не продавать свои телефонные аппараты, а предоставлять их во временное пользование за арендную плату, что позволило не только расширить сбыт выпускаемой новой техники, но и защитить свои права на интеллектуальную собственность в усиливающейся конкурентной борьбе.
В 1940 г., когда в мире был накоплен большой опыт лизинговых операций, президенту США Ф. Рузвельту пришлось долго доказывать американскому народу и Сенату, что целесообразно (выгоднее) не продавать эсминцы, танки и другое военное снаряжение странам - союзникам по Второй мировой войне (в первую очередь Англии), а передать его им на условиях аренды (лизинга). Чтобы убедить американцев в необходимости ленд-лиза, в своем обращении он говорил тогда: «Представьте себе, что загорелся дом моего соседа, а у меня на расстоянии 400-500 футов от него есть садовый шланг. Если он сможет взять мой шланг и присоединить к своему насосу, то я смогу помочь ему потушить пожар. Что же я делаю? Я говорю ему перед этой операцией: «Сосед, это шланг стоил мне 15 долларов, тебе нужно заплатить за него 15 долларов». Нет! Какая же сделка совершается? Мне не нужны 15 долларов, мне нужно, чтобы он возвратил мой шланг после того, как закончится пожар». И только 11 марта 1941 г. был принят закон о ленд-лизе, который урегулировал межгосударственные лизинговые отношения на основе следующих принципов.
Поставленные машины, оружие, военная техника и другие материалы, уничтоженные, утраченные и использованные во время военных действий, не подлежат оплате.
Первая современная лизинговая компания была создана в Америке в 1952 году. В 1960-е годы лизинг получил распространение в Европе и в Японии. Сегодня в развитых странах посредствам механизма лизинга осуществляется от 20 до 30 процентов инвестиции в основные средства. Как правило, услугами лизинговых компаний пользуются предприятия малого и среднего бизнеса. В последнее время существенный рост лизинговых операций наблюдается в странах с экономикой переходного периода. За последние 18 лет объем лизинговых операций вырос в десять раз. В 1997 году объем лизинговых сделок составил 405,8 млрд. долл. США - 1/8 инвестиций во всем мире.
Современный лизинг берет свое начало в практике североамериканских промышленных корпораций и банков начала XX века. Уже в конце XX века в США арендные операции в промышленности, на транспорте и в области связи были поставлены на регулярную деловую основу, хотя система лизингового кредитования покупок сначала применялась только для незначительных по объему и характеру контрактов. После компании «БТК», которая первой осуществила лизинговые операции и за короткое время сумела создать крупнейшую в мире телефонную сеть и проложить кабельные линии на дне океана, лизинг взяли на вооружение как важный элемент рыночной политики другие фирмы, что позволило им выжить в затяжных экономических кризисах.
Особенно способствовало росту лизингового бизнеса принятие правительством США ряда законодательных актов, которые повысили заинтересованность американских бизнесменов в этом виде операций.
Наибольшее распространение в США получили нормативный и посреднический финансовый лизинг. Лизинговым бизнесом, как правило, занимаются сбытовые службы производителей ценной техники. При этом лизингодатели сохраняют за собой права собственности на объект лизинга до его покупки и обязуются предоставлять арендатору дополнительные услуги по ремонту, страхованию оборудования и т.п. Так, в случае лизинга компьютеров корпорация «IBM» берет на себя расходы по обслуживанию машин в размере от 5 до 10% их цены. Кроме того, в лизинговом договоре часто предусматривается возможность возвращения компьютера раньше срока или замена его на другие типы машины (более современные).
Посреднический лизинг, который осуществляется с помощью банков и финансовых органов, начал развиваться в США сравнительно поздно, но довольно успешно. 70-80е годы для лизинга в США прошли под знаком роста объемов посреднической деятельности вообще.
Специфика американского лизингового бизнеса заключается еще и в том, что вид арендуемого имущества зачастую определяет форму лизинга. Транспортные средства и промышленное оборудование выступают, как правило, предметами финансового лизинга; сельскохозяйственное оборудование арендуется на принципах хайринг; строительная техника, приборы для научных и методических целей находятся в сфере оперативного лизинга.