Анализ основных показателей прибыли и рентабельности
На втором этапе выявляем причины, повлиявшие на изменение рентабельности продукции (Rпр). Ими являются: изменения в структуре реализации, изменения индивидуальной рентабельности отдельных изделий, входящих в реализуемую продукцию. Расчет производим следующим образом:
определяем удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации продукции;
рассчитаем индивидуальные показатели рентабельности отдельных видов продукции по формуле:
Ri= Прi / продажная цена i-вида изделия |
(60) |
iА0= 6400/18300=0,35; RiБ0=8225/24190=0,34iА1= 6950/21050=0,33; RiБ1=9020/26850=0,34
Определяем влияние рентабельности отдельных изделий на ее среднюю величину (по всему ассортименту продукции):
Rпр (i =1 до n)= Ri *di, |
(61) |
где Ri - рентабельность i-вида изделия
di - доля i-вида изделия в общем объеме реализации;
n - количество выпускаемых изделий.
После этого рассчитываем Rпр в отчетном и базисном периодах, затем ее изменение (Rпр1, Rпр0, Rпр) и выявляю влияние каждого фактора на изменение рентабельности продукции (Rпр).пр1=0,313; Rпр0=0,308; Rпр=0,05.
Для выявления влияния факторов используется метод разниц абсолютных и относительных величин. При этом рентабельность определенного вида изделия считается качественным фактором, а доля определенного вида изделия - количественным.
На первом этапе определяем влияние изменения индивидуальной рентабельности выпускаемых изделий на рентабельность продукции (Rпр):
Rпр Ri= di1* (Ri1*Ri0); |
(62) |
Rпр АRi = 0,95*0,35*0,33 = 0,109; Rпр БRi=0,92*0,34*0,34=0,106.
На первом этапе определяем влияние изменения структуры реализуемой продукции (таблица 1, приложение Ж) на рентабельность продукции (Rпр):
Rпр d= Ri 0* (di1* di0)(63) |
RпрА d=0,35*0,95*0,88=0,293; RпрБ d=0,34*0,92*0,91=0,285
Факторный анализ рентабельности продукции можно провести, используя аналитическую таблицу. Допустим, предприятие реализует продукцию двух видов А(кондиционеры) и Б (вентиляторы). Оценка влияния рентабельности изделий А и Б на Rпр представлена в таблице 12.
На третьем этапе необходимо определить, как изменение в структуре реализуемой продукции влияет на финансовый результат от реализации продукции, а через него и на остальные виды прибыли (формула 64).