Управление издержками предприятия на основе операционного анализа «издержки-объем-прибыль»
Деление затрат на постоянные и переменные дает возможность финансовому менеджеру: определить сроки окупаемости затрат; определить запас финансовой прочности предприятия; рассчитать оптимальную величину прибыли предприятия.
Рисунок 9 - Графический метод дифференциации издержек
Зная величину и соотношение постоянных и переменных затрат, финансовый менеджер может определить влияние изменения выручки от реализации на величину прибыли. Важным моментом является также контроль за особенностями поведения издержек (как суммарных, так и на единицу продукции) при изменении объемов продаж продукции в релевантном периоде.
Таблица 16 - Динамика переменных и постоянных издержек при изменении объема
Объем производства (сбыт) |
Переменные издержки |
Постоянные издержки | ||
Всего (общие) |
На единицу продукции |
Всего (общие) |
На единицу продукции | |
Рост |
Растут |
Неизменны |
Неизменны |
Уменьшаются |
Снижение |
Уменьшаются |
Неизменны |
Неизменны |
Растут |
Существует три основных метода дифференциации издержек: метод максимальной и минимальной точки; статистический (или графический) метод; метод наименьших квадратов.
Не останавливаясь на всех методах, коротко опишем первый. Выбирается период с наибольшим и наименьшим объемом производства.
Таблица 17 - Объемы продаж вентиляционного оборудования и понесенные затраты по месяцам в 2007 г.
Показатель |
Месяц | ||||
Январь |
Май |
Июнь |
Октябрь | ||
Объем продаж (Q), тыс. шт. |
66,0 |
82,36 |
90,51 |
70,1 | |
Затраты (издержки продаж) (С), тыс. руб. |
1024,7 |
1046,5 |
1135 |
1033 | |
Итого в среднем за месяц | |||||
Объем продаж, тыс. шт. |
Затраты (издержки продаж) тыс. руб. | ||||
77,24 |
1059,8 | ||||