Сущность и причины бюджетного дефицита
Одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры является уровень бюджетного дефицита. Дефицит бюджета равен сумме совокупных государственных расходов за вычетом налоговых поступлений в бюджет: бюджетный дефицит = (G + N + F) - T.
Но если принять N=0 и вспомнить, что государственные расходы равны сумме закупок товаров и услуг G плюс общий объем социальных выплат F, а налоги T - это сумма чистых налоговых поступлений Tчист плюс социальные выплаты F, можно записать:
бюджетный дефицит = (G + F) - (Tчист + F) = G - Tчист
Если же совокупные расходы государства (G + N + F) оказываются меньше налоговых поступлений в бюджет Т, то есть (G + N + F) < T, то в финансовой системе возникает явление бюджетного профицита. Данный профицит (или бюджетный излишек) называется первичным, если превышение расходов над доходами бюджета достигается без учета платежей по обслуживанию государственного долга, то есть если G + F < T. В этом случае в стране становится возможным - при значительной величине накопленных ею обязательств - сочетание первичного бюджетного профицита и общим дефицитом бюджета.
Бюджетный дефицит является проявлением кризиса государственных финансов. Однако нужно иметь в виду, что подобно другим внутренне присущим экономической системе так называемым отрицательным категориям (кризису, инфляции, безработице и др.) дефицит бюджета может заключать в себе и некоторые позитивные импульсы, утрата которых подрывала бы способность системы к разрешению периодически обостряющихся в ходе ее развития противоречий.
Бюджетные дефициты во всех развитых странах во второй половине 70-х гг. достигли невиданных прежде размеров. Так, к середине 80-х гг. дефицит госбюджета по отношению к ВНП вырос в США до 3,4%, во Франции - 3,0%, в Англии - 3,9%, в Италии - до 14%. И лишь в ФРГ и Японии удалось систематически снижать дефицит бюджета на протяжении 80-х гг. Правда, в 90-е гг. на фоне ускоренного роста участились случаи бюджетных профицитов: Япония в 1991-1992 гг., Израиль в 1997 г., США - 1999-2000 гг. Бюджетный профицит в России в последние годы является первичным, и его появление неразрывно связано с обострением (особенно в 2003 г.) проблемы внешнего государственного долга.
Изменился и сам характер бюджетных дефицитов. Предполагавшаяся ранее цикличность бюджетного дефицита означала, что бюджетный дефицит неизбежно возникает и растет в период спада, но он будет сводиться к минимуму в условиях подъема экономики. Однако со второй половины 70-х гг. и особенно после начавшегося подъема 80-х гг. ситуация начала меняться. Все более тревожным явлением стало сохранение дефицита в условиях подъема и относительно высокого уровня занятости - структурного дефицита (называемого иногда активным).
Структурный (активный) бюджетный дефицит возникает в ситуации, когда в условиях достигнутой полной занятости (равной приблизительно 6%) чрезмерные государственные расходы необоснованно растут быстрее доходов бюджета. Если безработица оказывается чрезмерной - а это обычно бывает в условиях экономического спада - то кроме структурного появляется еще и циклический (пассивный) дефицит бюджета - разница между фактическим и структурным дефицитом. Он возникает из-за комбинации увеличения социальных выплат (например, пособий по безработице) и сокращения налоговых поступлений в бюджет.
Возникновение и рост бюджетного дефицита могут быть обусловлены:
Частотой и продолжительностью спадов производства. До тех пор, пока в стране продолжается экономический кризис, бюджетный дефицит в ней непреодолим, так как при падении объема национального продукта происходит сжатие налогооблагаемой базы, - например, в результате сокращения рентабельности фирм и заработной платы их работников, - в то время как сокращение государственных расходов (даже если таковое случится) обычно заметно отстает от сжатия ВНП.
Чрезмерными социальными расходами, например, на социальное обеспечение и здравоохранение (в странах, где проявилась тенденция к старению населения), на образование и создание новых рабочих мет (там, где велика доля молодежи), на содержание государственного жилого фонда и т.п., - безотносительно к динамике экономической эффективности. При этом программы социальной помощи, медицинского обслуживания, поддержки фермеров, пособий по безработице в фазе кризиса способны расширяться автоматически;
Усилением влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов. Известно, что политики, которые рекомендуют повышение налогов и сжатие государственных расходов, обычно не имеют успеха на выборах. Понимание данного обстоятельства стремящимися к переизбранию представителями власти вполне может проявиться в предвыборный период в проведении ими сугубо популистской финансовой политики (например, через введение необоснованных налоговых льгот), подрывающей относительную сбалансированность государственного бюджета;