Сущность и причины бюджетного дефицита
Главная проблема при реализации концепции бюджета, балансируемого на циклической основе: продолжительность и глубина спадов и подъемов в различных воспроизводственных циклах заметно отличаются. в случае, если спад масштабнее подъема, возможно накопление циклического дефицита государственного бюджета.
. Концепция функциональных финансов. Опираясь на данную концепцию, кейнсианцы не склонны драматизировать факт присутствия бюджетного дефицита в экономике, находящейся в фазах кризиса и депрессии (а проявление профицита бюджета на фазе подъема не приводит их в состояние эйфории). Более того, они рассматривают превышение расходов государства над его доходами в качестве способа преодоления кризисной ситуации инструментами государственной финансовой политики. Целью этой политики на данном этапе выступает балансирование не бюджета, а экономики в целом, неинфляционной полной занятости, обеспечение скорейшего выхода на траекторию оживления и подъема. А для этого скорее всего потребуются подрывающие сбалансированность бюджета государственные вливания в величину совокупных расходов экономики.
Сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь в ситуации, когда достигается макроэкономическое равновесие в условиях полной занятости. В несбалансированной кризисной экономике объективно не может быть сбалансированного бюджета. Но если он все же искусственно достигается правительством, то совокупные экономические потери общества, связанные с углублением спада и нарастанием безработицы, превышают достоинства балансировки бюджета. С другой стороны, достижение экономического роста национальной экономики и ликвидация вынужденной безработицы означали бы, что рано или поздно бюджетный дефицит самоликвидируется: в этом случае увеличиваются налоговые поступления в бюджет и сокращаются социальные расходы.
Сторонники концепции функциональных финансов считают вполне допустимыми в определенных условиях не только сохранение бюджетного дефицита (в разумных пределах), но и его финансирование за счет выпуска в обращение дополнительной денежной массы. При этом важно лишь обеспечить целевое направление преобладающей доли данных эмиссионных доходов бюджета не на текущее потребление, а на скорейшее вовлечение в хозяйственный оборот временно не задействованных ресурсов страны.
В настоящее время в России назрела острая необходимость кардинальных изменений господствующей концепции финансовой политики. Их суть состоит в переходе от концепции ежегодно балансируемого бюджета, заключающейся в стремлении правительства к минимизации разрыва доходной и расходной его частей без учета состоянии реального сектора отечественной экономики, к концепции функциональных финансов, состоящей в ориентации финансовой системы на обеспечение долгосрочного экономического роста. При такой апробированной обширным мировым опытом концепции показателям бюджетного дефицита и инфляции отводится сугубо подчиненная роль по отношению к показателям темпов устойчивого развития реального сектора национальной экономики и обусловленным ими темпам повышения жизненного уровня населения.
Реализация данной концепции означала бы решительный отказ от дискредитировавшей себя в 90-е гг. в нашей стране монетаристской догмы о сбалансированном бюджете как непременном условии экономического роста и осуществление кейнсианской политики дефицитного финансирования. Эффективность этой политики предполагает:
наличие у правительства четкой программы финансовых мероприятий;
постоянный контроль за динамикой бюджетного дефицита, прогнозирование его величины и поиск источников его покрытия;
первоочередное выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Решение этих задач означало бы нахождение оптимального для каждого данного этапа размера бюджетного дефицита.
При сравнительном анализе эффективности указанных концепций бюджетной политики необходимо учитывать и тот факт, что в 80-90-х гг. более высокие темпы экономического роста, как правило, демонстрируют те страны, в которых средний уровень бюджетного дефицита был ниже. А значит, не следует, как нередко бывает в нашей науке, однозначно отметать предложения отечественных экономистов либерального толка по устранению сохраняющейся по сей день несбалансированности в сфере российских общегосударственных финансов. Правда, вполне оправданно ставить вопрос и иначе: а может быть ключевые причины быстрого роста этих стран кроются не в отсутствии здесь значительных бюджетных дефицитов, а коренятся, скажем, в успешности проведенных налоговых реформ или в реформировании отношений собственности, а уже сам этот рост приводит к решению остающихся финансовых проблем?окращение бюджетного дефицита требует уменьшения тех или иных государственных расходов. Но уже здесь становится предельно ясно, насколько многосложной для правительства является проблема достижения бюджетной сбалансированности. Дело в том, что снизить расходы бюджета в ряде случаев оказывается попросту невозможно по социальным или политическим соображениям.