Составление и исполнение бюджета доходов и расходов
Финансовый план, составляемый в форме баланса доходов и расходов в Подразделении, называется бюджетом доходов и расходов.
Бюджетирование -
система планирования, исполнения и контроля информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах, доходах и расходах, а также инвестициях.
Процедура формирования, утверждения и исполнения бюджетов называется бюджетным процессом. Она обеспечивает:
- разграничение прав и обязанностей всех участвующих сторон:
- единообразие форм информации и сроков ее предоставления;
- ответственность должностных лиц за достоверность предоставляемой информации, надлежащее исполнение своих обязанностей.
Целью бюджетного процесса является организация единой системы планирования, контроля и анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности, построение системы управления, которая основывается в принятии управленческих решений на основе бюджетов.
Основными задачами процесса бюджетирования являются:
- формирование полной и достоверной информации о плановой и фактической деятельности, имущественном положении;
- выявление внутрихозяйственных резервов;
- контроль финансово-хозяйственной деятельности с целью обеспечения ее устойчивости;
- анализ (выяснение причин отклонения факта от плана);
- регулирование (принятие мер по ликвидации отклонений) с целью предотвращения отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности.
К основным принципам формирования и исполнения бюджетов относятся:
- Принцип временной определенности
фактов хозяйственной деятельности, предполагающий формирование всех статей бюджетов (кроме БДДС) методом начисления, при котором расходы и доходы признаются в периоде их совершения, независимо от времени поступления (выплаты) денежных средств, связанных с расчетами по данным расходам и доходам;
- Принцип скользящего планирования,
предполагающий возможность периодической корректировки ранее принятого бюджета в зависимости от фактической величины достигнутых промежуточных результатов;
- Постатейность
- невозможность переноса расходов из одной статьи в другую;
- Дискретность
во времени - невозможность переноса неизрасходованных в данном периоде времени затрат на следующий период;
- Унифицированность
- применение одного и того же состава бюджетных статей в бюджетах всех периодов в бухгалтерском и управленческом учете, план - фактном анализе и контроле;
- Формализуемость - присвоение каждой статье бюджета и каждому центру ответственности соответствующего числового значения (кода), указываемого в бюджетных заявках, распоряжениях на безналичный платеж, распоряжениях на получение наличных денежных средств, а также регистрах бухгалтерского и управленческого учета;
- Лимитируемость
- возможность нормирования величин отдельных статей расходов на основании разработанных и утвержденных норм;
- Гибкость
- возможность периодического пересмотра (корректировки) незащищенных статей бюджета в зависимости от фактической величины доходов и других особенностей;
- Консолидированность
- игнорирование расходов и доходов, получаемых отдельными подразделениями от хозяйственных операций, проводимых друг с другом.
В состав консолидированной бюджетной отчетности входят:
- Баланс
(утвержденная Форма бухгалтерского баланса), форма и содержание, которого должны соответствовать требованиям, предъявляемым к формам бухгалтерской отчетности;
- Бюджет доходов и расходов (БДР),
представляется без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Фонд оплаты труда в БДР формируется на основании нормативов, утверждающихся Бюджетным комитетом ГЦМПП для каждого ОСП ГЦМПП.
- Бюджет инвестиционных расходов (БИР),
предоставляется с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей;
- Бюджет движения денежных средств (БДДС),
предоставляется с учетом налога на добавленную стоимость.
- Форма Налог на прибыль.
В состав консолидированной бюджетной отчетности ГЦМПП входит бюджетная отчетность всех ОСП.
Консолидированная бюджетная отчетность должна давать достоверное и полное представление о плановом и фактическом финансовом положении ГЦМПП, финансовых результатах его деятельности, а также изменениях в его финансовом положении.
При формировании консолидированной бюджетной отчетности ГЦМПП должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бюджетной отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.