Анализ современных технологий управления финансовой устойчивостью предприятий: российская практика
Из данных таблицы 2.6.1 мы видим прирост оборотных активов на конец года на 28,12%. Сумма запасов выросла на 15,85%, дебиторская задолженность увеличилась на 11,98 %. Значительно увеличилась сумма денежных средств на конец года - на 238,34%, сумма краткосрочных финансовых вложений увеличилась на 23,9%. Изменения в структуре активов произошли из-за того, что предприятие направило свободные денежные средства в товарные запасы и краткосрочные финансовые вложения. Рассчитаем оборачиваемость оборотных средств предприятия (см. таблицу 2.6.2).
Таблица 2.6.2 Динамика показателей оборачиваемости текущих активов
№ п/п |
Показатель |
2008 год |
2009 год |
Изменение (+,-) |
1 |
Товарооборот (нетто) тыс.руб. |
1 250 780 |
2 001 270 |
+ 750 490,00 |
2 |
Среднегодовая сумма остатков оборотных средств, тыс.руб. |
274 517 (242 737+ 306 297)/2 |
349 365 (306 297+ 392 433)/2 |
+ 74 848,00 |
3 |
Число дней |
360 |
360 |
- |
4 |
Продолжительность оборота текущих активов, дней |
79 (274 517×360)/1 250 780 |
62,8 (349 365×360)/2 001 270 |
- 16,2 |
5 |
Коэффициент оборачиваемости, количество раз |
4,6 (360/79) |
5,7 (360/62,8) |
+ 1,1 |
6 |
Коэффициент загрузки средств в обороте |
0,219 (274 517/1 250 780) |
0,175 (349 365/2 001 270) |
- 0,044 |
Как следует из таблицы 2.6.2, в отчетном году период оборота текущих активов составил 62,8 дня, по сравнению с прошлым годом он уменьшился на 16,2 дня.
Это привело к незначительному изменению коэффициента оборачиваемости и закрепления оборотных средств. В 2009 году коэффициент загрузки средств в обороте составил 18 коп. на 1 руб. выручки от продажи товара, а в 2008 - 22 коп. Состояние расчетной дисциплины предприятия характеризуется динамикой и структурой дебиторской задолженности. Дебиторы - хозяйственные партнеры, которые, используя механизм беспроцентной товарной ссуды, получают продукцию без предоплаты.
При наличии конкуренции и сложностей сбыта товаров (продукции, работ, услуг) предприятия продают товары и оказывают услуги, используя формы последующей оплаты. Тенденция увеличения дебиторской задолженности ставит предприятие в зависимость от финансового состояния партнеров.