Анализ финансовых коэффициентов ЗАО «ТЭСМА»
Из полученных расчетов в таблице 2.8. можно сделать следующие выводы:
Коэффициент абсолютной ликвидности в 2006 году увеличился на 0,17; коэффициент текущей ликвидности в 2006 году снизился на 0,15; коэффициент покрытия в 2006 году снизился на 0,11.
Анализ коэффициентов рентабельности.
Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этих показателей, существенные для формулирования обоснованных выводов.
Первая связана с временным аспектом деятельности предприятия. Так, коэффициент рентабельности торговой деятельности определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда предприятие делает переход на новые виды торговой деятельности, требующие больших инвестиций, значения показателей рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, т. е. снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.
Вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с дилеммой <хорошо кушать или спокойно спать?>. Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение высокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте - наоборот.
Третья особенность связана с проблемой оценки. В частности, числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены (в некотором смысле) в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель показателя, т. е. прибыль, динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. Знаменатель показателя, т. е. собственный капитал, складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей оценки.
Кроме того, учетная оценка собственного капитала не имеет никакого отношения к будущим доходам. Действительно, далеко не все может быть отражено в балансе; например, престиж фирмы, торговая марка, суперсовременные технологии, классный управленческий персонал не имеют денежной оценки (речь не идет о продаже фирмы в целом) в отчетности. Поэтому рыночная цена акций может значительно превышать их учетную стоимость.
Проанализируем показатели рентабельности ЗАО «ТЭСМА».
. Рентабельность продукции
Рпр = (Пп/Сп)*100%
где Пп - прибыль от продаж продукции, тыс. руб.
Сп - товарооборот по покупным ценам, тыс. руб.
Р 1пр= (556,40/7887,91)*100=7,05%
Р 0пр =(280,87/5154,47)*100=5,44%
За анализируемый период рентабельность продукции увеличилась на 1,61% , далее будут выявлены причины этого увеличения.
. Рентабельность продаж
Рп = Пп/В*100%
где В - товарооборот, тыс.руб.
Р 1п= 556,40/8767,35*100% = 6,34%
Р 0п =280,87/5727,19*100% = 4,90%
Рентабельность продаж за рассматриваемый период увеличилась на 1,44%. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько возрос. Таким образом в 2006 году на 1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь 4,90 копеек чистой прибыли.
3. Рентабельность собственного капитала
Рск = Пч/Кс*100%
где Пч - чистая прибыль, тыс.руб.
Кс - средняя величина собственного капитала, тыс. руб.
Р 1ск= 459,51/0,5(2932,94+5173,01)*100%= 11,33%
Р 0ск =215,26/0,5(12,00+2932,94)*100%= 14,61%
Показатель рентабельности собственного капитала снизился с 5,31% до 11,33%