Перспективы развития финансирования предприятий ЖКХ
Стратегия повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры, как правило, базируется на программах модернизации и нового строительства. В то же время эти программы часто выступают объектом оптимизации затрат при секвестировании муниципальных бюджетов. Таким образом, жизненно важная коммунальная сфера из-за капиталоемкости и продолжительности инвестирования страдает в первую очередь.
В условиях ограниченности средств - и бюджетных, и собственных средств организаций коммунального комплекса (ОКК) - для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к их финансированию с учетом возможных ограничений по источникам и объемам финансирования, а также использовать различные инструменты при формировании тарифов.
Коммунальная отрасль, с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности, имеет следующие специфические особенности:
- практически защищенная от конкуренции деятельность, носящая естественно монополистический характер;
- государственное регулирование и ограничение предельными индексами цен на услуги, привязанное к инфляции;
- ежедневное потребление услуг широкой клиентской базой (населением, предприятиями, общественным сектором), обеспечивающей предсказуемые денежные потоки и гарантированный сбыт услуг;
- прогнозируемое сокращение потребления ресурсов вследствие экономии потребителями и обязательности с 2012 г. приборного учета, что не позволяет рассчитывать на дополнительную выручку за счет расширения инфраструктуры;
- значительная стоимость, длительные сроки службы и окупаемости активов;
- нередко продолжительные сроки строительства новых объектов;
- привлечение инвестиций в основном для модернизации действующих объектов и сетей, лишь небольшая часть средств направляется на новое строительство;
- сравнительно небольшие инвестиционные потребности по проектам реконструкции, не позволяющие получать финансирование по приемлемой ставке на длительный срок в крупных финансовых институтах;
- большое количество текущих финансовых обязательств компаний;
- отсутствие ликвидной залоговой массы.
Выбор источников финансирования планов развития ОКК определяется рядом условий, в их числе:
- реализуемый вариант реформирования и управления коммунальным сектором региона (муниципального образования), тип собственности оператора и собственника объектов и сетей;
- программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (СКИ) муниципального образования, разработанная в соответствии с ней Стратегия развития ОКК с учетом текущего финансового и технического состояния ОКК;
- производственная и инвестиционная программа ОКК, предусмотренные в ней мероприятия по модернизации (новому строительству) объектов и сетей, в том числе план мероприятий или программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Источниками финансирования производственных и инвестиционных программ ОКК могут быть:
. Собственные средства:
- операционный денежный поток (платежи потребителей по тарифам);
- амортизационная составляющая тарифа для потребителей;
- прибыль.
. Бюджетные средства:
- средства регионального/муниципального бюджетов на финансирование отдельных мероприятий в рамках целевых программ или региональных фондов (например, по энергосбережению);
- предоставление гарантий и субсидирование процентов по кредитам из регионального/муниципального бюджетов;