Перспективы развития финансирования предприятий ЖКХ
- Инвестиционный фонд РФ - для комплексных проектов, объем финансирования которых составляет более 500 млн руб.
. Внебюджетные привлеченные средства:
- кредиты российских и международных банков;
- кредиты и участие в капитале международных фондов и банков развития - для крупных проектов более 200 млн руб.;
- энергосервисные контракты по энергосберегающим проектам;
- средства и гранты международных организаций, внебюджетных энергосберегающих и экологических фондов по отдельным объектам (безвозмездно);
- лизинговые схемы финансирования с привлечением лизинговых компаний;
- другие источники: облигационный заем, размещение акций (дополнительный выпуск) - возможно для объема средств более 500 млн руб., а также векселя, товарные кредиты на энергосберегающее оборудование, прямые инвестиции финансовых инвесторов (фондов прямых инвестиций), экспортное кредитование.
Председатель Правительства В.В. Путин подчеркнул, что тарифная политика должна обеспечивать инвестиционную привлекательность инфраструктуры отрасли, стимулировать повышение надежности и качества услуг, энергосбережение и применение наиболее эффективных технологических решений (В.В. Путин. Выступление на заседании Правительства Российской Федерации 17 декабря 2009 г.). Для выполнения этих задач в настоящее время осуществляется постепенный переход на долгосрочные тарифы в коммунальной отрасли. Формально установить долгосрочный тариф на услуги ОКК (на период более 1 года) возможно и сейчас. Для этого требуется разработать производственную программу на срок, соответствующий предполагаемому периоду действия тарифа (Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г.).
С 2008 г. происходит переход к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с использованием метода доходности инвестированного капитала (RAB). Приказом ФСТ России от 26.06.2008 № 231э утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (далее - Методические указания) для использования в электроэнергетике.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую производителями, и услуги по передаче тепловой энергии с 1 января 2012 г. будет осуществляться только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала (ст. 23 Закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 г.).
Возможность применения метода доходности капитала в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов в конце 2009 г. законодательно закреплена в законах «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. (ст. 25) и «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г. (ст. 8).
В табл. 3.1 приведена сравнительная характеристика методов регулирования тарифов на услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов (Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г.).