Описание сравнительного подхода к оценке бизнеса и «доходных» финансовых мультипликаторов
Среди недостатков сравнительного подхода можно назвать: игнорирование перспектив развития предприятия; получение информации о предприятиях-аналогах представляет собой довольно сложный процесс; вносимые в итоговую величину и промежуточные расчеты поправки и применяемые сложные корректировки требуют серьезного обоснования. Следовательно возможность применения сравнительного подхода существенно зависит от наличия активного финансового рынка, доступности финансовой информации и наличия служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. [11]
Тремя основными методами сравнительного подхода являются: метод отраслевых коэффициентов, метод ранка капитала и метод сделок.
Метод отраслевых коэффициентов. Данный метод предполагает существование определенной зависимости между ценой продажи и каким-либо показателем. Искомый показатель, а также характер зависимости, определяющий цену, выводятся на основе анализа практики продаж бизнеса в той или иной отрасли в определенной стране или группе стран, сходны по достигнутому уровню социально-экономического развития и общим условиям, регулирующим деятельность хозяйствующих субъектов (трудовое, налоговое законодательство, и др.). Данный метод является вспомогательным и используется для оценки малых компаний, рынок купли-продажи которых отличается достаточной активностью. Результатом обобщения рыночной информации за достаточно представительный период времени стала разработка весьма простых формул, применимых для определения стоимости оцениваемого предприятия. Так как данный метод требует длительного периода наблюдения и соответствующей рыночной информации, в отечественной практике оценки он пока не получил достаточного распространения.
В странах с развитой рыночной экономикой практика оценки позволила выделить следующие отраслевые коэффициенты: - продажная цена рекламных агентств и бухгалтерских фирм составляет соответственно 0,7 и 0,5 от годовой выручки; - ресторанов и туристических агентств - соответственно 0,25-0,5 и 0,04-0,1 валовой выручки; - заправочных станций - 1,2-2,0 месячной выручки; - предприятий розничной торговли -0,75-1,5 суммы чистых доходов + оборудование + запасы; - машиностроительные предприятия - 1,5-2,5 суммы чистых доходов + запасы.
Метод рынка капитала. Данный метод предполагает, согласно принципу замещения (или альтернативности инвестиций), что потенциальный покупатель (инвестор), может приобрести (инвестировать) либо в оцениваемую компанию, либо в сходные компании. Метод основан на использовании рыночных цен акций подобный сходных компаний и предполагает проведение финансового анализа как оцениваемой, так и сопоставимых компаний.
При отборе предприятий-аналогов учитываются следующие признаки сопоставимости: - аналогичность (сходство) производимой продукции; - аналогичность (сходство) объема и качества производимой продукции; - идентичность исследуемых периодов; - аналогичность (сходство) стадии жизненного цикла предприятий (рост, стагнация или упадок) и размеров производственной мощности; - аналогичность (сходство) стратегии (концепции) развития предприятий; - равная степень учета климатических и территориальных различий и особенностей; - сопоставимость финансово-экономических характеристик предприятий.
Анализ финансового положения предприятий и их сопоставление является важнейшей составляющей частью оценки по рассматриваемому методу. Необходимая информация о финансовом положении предприятий может быть получена оценщиком по публикациям в периодической печати, на основании письменных запросов, а также непосредственно в процессе собеседования. Цели и функции оценки определяют как методологию оценки стоимости предприятия в целом, так и систему аналитических показателей и критериев сравнения, используемых при анализе финансового положения предприятия. Так, при оценке с целью купли-продажи предприятия наиболее важными показателями являются платежеспособность предприятия, ликвидность активов, динамика рентабельности: при налогообложении - структура имущества предприятия и рентабельность активов и продукции; при реорганизации предприятия - деловая активность, структура капитала.