Описание сравнительного подхода к оценке бизнеса и «доходных» финансовых мультипликаторов
Мультипликаторы «цена/прибыль» и «цена/денежный поток» наиболее распространены для определения цены, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной.
Для получения более объективных данных при оценке стоимости бизнеса рекомендуется применять несколько мультипликаторов одновременно.
Стоимость неконтрольного пакета ее акций с высокой степенью ликвидности получают в результате оценки компании методом рынка капитала. Для того, чтобы получить стоимость контрольного пакета в компании, акции которой не продаются на открытом фондовом рынке и финансовая информация по которой широко не представлена, необходимо добавить премию за контроль и вычесть скидку за недостаточную ликвидность.
При этом скидка для обыкновенных акций будет больше, чем для привилегированных, так как риск недополучения дивидендов для них выше, чем для привилегированных, у которых величина дивидендов фиксируется заранее.
Частный случай метода рынка капитала - метод сделок (или метод продаж). Данный метод основан на анализе цен купли-продажи контрольных пакетов акций компаний-аналогов или цен приобретения предприятий целиком. Цена акций принимается по результатам сделок на мировых фондовых рынках. В основе этого метода - определение мультипликаторов на базе финансового анализа и прогнозирования. Финансовый анализ и сопоставление показателей осуществляются так же, как и в методе рынка капитала.
Метода сделок (продаж) определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием; метод рынка капитала определяет стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета.
При использовании последнего необходимо также вносить поправки к стоимости предприятия, полученной с помощью мультипликаторов, на неоперационные активы, на избыток (недостаток) собственных средств, на страновой риск.
Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.
Мультипликаторы можно классифицировать несколькими способами. Во-первых, они могут подразделяться на финансовые и натуральные.
К финансовым мультипликаторам относятся такие, в знаменателе которых стоит один из денежных показателей (выручка, прибыль и т.п.), а к натуральным - те, в знаменателе которых стоит, соответственно, натуральный показатель (объем продаж в штуках и т.п.).
Также можно поделить мультипликаторы на те, что базируются на балансовых показателях, таких как стоимость активов, и на те, в основе которых лежат показатели отчета о прибылях и убытках (выручка, прибыль и т.п.). Последние мы будем также называть «доходными».
Финансовыми показателями являются, например, мультипликаторы P/E (цена/прибыль) и P/BV (цена/балансовая стоимость (акций)); к натуральным - мультипликаторы EV/мощность (например, мощность завода по производству стали, в тоннах в год) и EV/производство (например, производство стали, в тоннах за конкретный год).
Финансовые показатели - универсальные и применимы для всех отраслей. На их основе можно сравнивать компании совершенно разного профиля. Натуральные показатели являются специфичными для отрасли или группы отраслей. Этот факт очень важно учитывать, так как он определяет несколько важных следствий для оценки компаний. [11]