Оценка рыночной стоимости обыкновенных именных акций ОАО «Екатеринбургский Гипроавтотранс»
Описание методики оценки. Сравнительный подход включает в себя три метода:
Метод компании аналога (метод рынка капитала), основанный на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена на единичную акцию открытых акционерных обществ. В настоящее время на фондовом рынке не представлены акции компаний, аналогичных оцениваемой, поэтому применить данный метод не представляется возможным.
Метод отраслевых коэффициентов, основанный на использовании рекомендуемых соотношений между ценой предприятия и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его производственно-финансовыми характеристиками. В России подобных исследований не проводилось и обоснованно применить данный метод не представляется возможным.
Метод сделок (метод продаж), основанный на использовании цен приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. По моему мнению данный метод является единственно применимым в рамках сравнительного подхода, поэтому для определения рыночной стоимости 185 590 обыкновенных именных акций ОАО «Екатеринбургский Гипроавтотранс» (100% уставного капитала) будет использован данный метод.
Основными этапами данного метода являются:
Определение списка компаний-аналогов, сделки с пакетами акций которых имели место;
Сбор финансовой информации об аналогах;
Расчет ценовых мультипликаторов;
Определение итоговой стоимости оцениваемого предприятия. [13]
Определение списка компаний-аналогов. Теоретически в качестве компаний-аналогов могут быть использованы как российские, так и зарубежные компании, акции которых котируются на фондовых биржах либо об акциях которых имеется информация о совершении с ними сделок. Однако использование зарубежных аналогов представляется не совсем корректным, т.к. условия деятельности в РФ и за рубежом существенно отличаются, что вызывает различия в финансовых соотношениях. Кроме того вложения в иностранные и российские фирмы не могут рассматриваться как альтернативные вложения, т.к. круг инвесторов и их мотивация различны. Таким образом, в качестве компаний аналогов использовались только российские фирмы.
Поиск потенциальных компаний-аналогов осуществлялся среди российских компаний, занимающихся аналогичными видами деятельности, по следующим основным критериям:
Размер пакета, с которым осуществлена сделка (не менее 10%);
Дата проведения сделки (2007г. - 2010г.). Используются, в том числе данные о сделках, опубликованны в октябре-ноябре 2010г., т.к., цена формировалась ранее даты оценки, а в октябре-ноябре 2010г., произошло опубликование результатов в СМИ. Учитывая также тот факт, что для расчетов по таким аналогам используется их бухгалтерская отчетность на 01.07.2010г., по моему мнению, искажения результатов расчетов не произойдет.
Местонахождение компании - Российская Федерация кроме города Москвы. Компании из г. Москвы не использовались в качестве аналогов, по следующим причинам:
Строительный рынок г. Москвы является наиболее развитым среди регионов РФ. Кроме того, часто «столичный» статус позволяет московским компаниям выигрывать конкурсы на строительство в иных регионах РФ, в то время как региональные компании работают, как правило, в одном-двух субъектах федерации.
На стоимость компаний значительное влияние оказывает наличие в собственности объектов недвижимости. Поскольку недвижимость в Москве стоит намного дороже, чем недвижимость в других регионах, то сравнение с региональными компаниями будет некорректно.