Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

В настоящее время в России используется несколько инструментов для бюджетного выравнивания финансовой обеспеченности субъектов РФ:

. Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации - образован в 1994 г.

. Федеральный фонд компенсаций - образован в 2001 г.

. Федеральный фонд софинансирования социальных расходов - образован в 2002 г.

. Федеральный фонд регионального развития - образован в 2001 г.

. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов - образован в 2001 г.

Все перечисленные фонды создаются в составе федерального бюджета, их размеры, а также порядок распределения средств определяются при принятии федерального бюджета на очередной финансовый год.

В 2010 г. общий объем межбюджетных трансфертов составил 1479,9 млрд. руб., или 14,5 % от общего объема расходов федерального бюджета. При этом доля указанных пяти фондов в общем объеме финансовой помощи бюджетам субъектов РФ составила 80,6 %.

Самый крупный из перечисленных фондов - это Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов российской Федерации.

В 2010 г. его объем составил 396,9 млрд руб., при этом необходимо отметить тенденцию роста объема фонда. Средний прирост фонда за последние 5 лет - 14,8%.

Таблица 1.6 - Формирование Фонда финансовой поддержки субъектов РФ за 2006-2010гг.

Год

Сумма фонда, млн руб.

Доля федерального бюджета

Темп роста, %

2006

228167

6,8

-

2007

260418

4,8

114,13

2008

328647

5,0

126,19

2009

373995

4,2

113,79

2010

396995

4,1

106,06

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР) действует c 1994г. При этом методика его расчета и порядок распределения средств постоянно претерпевали какие-либо изменения. Источником формирования ФФПР является 14% налоговых платежей за исключением контролируемых Федеральной таможенной службой. Рассмотрим, какие произошли трансформации в методике расчета средств ФФПР за 2001-2007 гг.

До 2005 г. распределение средств ФФПР (далее - фонд) между субъектами РФ осуществлялось в следующей последовательности. Фонд делился на две части:

— 80 % направлялось для распределения между субъектами РФ, уровень реальной бюджетной обеспеченности которых был ниже 1. При этом последний определялся как отношение индекса налогового потенциала региона (ИНП) к индексу его бюджетных расходов (ИБР);

— 20% использовалось для распределения между субъектами РФ, у которых величина бюджетной обеспеченности на одного человека после выделения первой части оставалась ниже максимального уровня, установленного для проведения дальнейшего выравнивания (равного в 2004 г. 7 649,6 руб./чел.) [6].

В результате, в зависимости от уровня социально-экономического развития региона трансферт для него состоял из двух частей: дотации и специальной дотации.

Недостатком описанной выше методики распределения средств фонда считалось то, что все расчеты базировались на данных Госкомстата России 3-5-летней давности. При этом индекс налогового потенциала рассчитывался как величина добавленной стоимости отраслей экономики в расчете на душу населения по данному региону с ориентировкой на аналогичный показатель по РФ в среднем за 1999-2001 гг. А индекс бюджетных расходов базировался на временных данных 2003- 2004 гг. То есть при определении уровня бюджетной обеспеченности для числителя и знаменателя использовались не только устаревшие данные, но и данные за разные временные периоды.

Многие ученые указывают на сложность методики расчета индексов, обусловленную наличием большого количества поправочных коэффициентов, что в итоге приводит и к непрозрачности произведенных расчетов, лишает их экономической обоснованности.

Кроме того, хотелось бы отметить, что методика расчета во многом стала причиной иждивенческих настроений в регионах, отсутствия у них заинтересованности в увеличении собственной доходной базы, так как увеличивала шанс получения специальной дотации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5