Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
Отличительными особенностями методики распределения средств фонда, вступившей в силу с 2005 г., были [6]:
— выделение критериев выравнивания бюджетной обеспеченности регионов;
— изменение величины частей ФФПР, предназначенных для выделения дотаций (90 %) и специальных дотаций (10%);
— использование при расчете индекса налогового потенциала данных за 2001-2003 гг., что привело к сокращению временного разрыва между базовым и плановым значениями ИНП;
— уменьшение числа поправочных коэффициентов при расчете индекса бюджетных расходов.
Кроме того, изменился принцип предоставления специальной дотации регионам. Если до 2005 г. выравнивание происходило до некого среднего уровня бюджетной обеспеченности, то с 2005 г. ориентиром стало обеспечение минимально гарантированного уровня доходов наиболее неблагополучных регионов.
Утвержденная в 2008 г. методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов кардинально отличается от предыдущей. В ее основу был заложен экономический подход, который позволял объективно учитывать потребности регионов в средствах федерального бюджета. В качестве критерия, до которого должны были дотягиваться финансово низкообеспеченные регионы, был выбран средний уровень бюджетной обеспеченности, рассчитанный без учета десяти самых богатых и десяти самых бедных регионов. Это позволило снизить воздействие фактора сильной дифференциации уровней развития разных регионов Федерации.
В новой методике была изменена и база расчета межбюджетных трансфертов. Вместо прогнозного значения валового регионального продукта для определения налогового потенциала территорий стали брать налогообразующие показатели (например прибыль, фонд оплаты труда, имущество). Данное нововведение позволяет сделать прогноз более точным, так как учитываются особенности развития субъектов РФ.
Для предотвращения перекосов, которые могли возникнуть при изменении методики расчета трансфертов, были установлены границы возможного снижения финансовой помощи с учетом стимулирующих механизмов.
В 2008 г., в первый год действия методики, всем субъектам при выполнении хотя бы двух из трех следующих условий - снижение удельного веса кредиторской задолженности, высокий темп снижения кредиторской задолженности, высокий темп роста собственных доходов бюджетов - могли полностью сохранить уровень трансферта 2007г. Регионы, выполнившие хотя бы одно условие, получали 90% трансферта от уровня предыдущего года, а те, которые не показали положительных изменений ни по одному из параметров, получили лишь 85 % от разницы между расчетной суммой дотаций и уровнем 2007 г
Однако в августе 2008 г. в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности снова внесли изменения. Суть их в том, что была уточнена «ступенчатость» процента разницы между расчетной суммой дотаций и дотацией прошлого года.
Регионы, выполнившие два или три из вышеназванных условий, получили в 2009 г. 90 % трансферта, в 2010г. - 80%, а в 2011г. получат 50%. Регионы с одним показателем - 75,60, и 40% соответственно; регионы без повышающих коэффициентов - 70, 55 и 30% соответственно. Как считает заместитель министра финансов А. Г. Силуанов, благодаря этим изменениям субъекты будут иметь более объективный объем финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности [5].
Новая методика распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности позволяет сочетать объективное распределение средств со стимулирующими механизмами, позволяющими регионам улучшать свой социально-экономический потенциал.
Подводя итоги изменениям, произошедшим в системе распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, необходимо отметить ряд положительных моментов.
Во-первых, постепенно менялся подход к определению уровня бюджетной обеспеченности, становясь более объективным, учитывающим реальное положение дел на территории субъекта.
Во-вторых, было исключено влияние сильной дифференциации уровня развития регионов путем исключения десяти самых богатых и десяти самых бедных территорий.
В-третьих, был заложен механизм стимулирования регионов к эффективному использованию полученных дотаций.
Кроме Федерального фонда поддержки субъектов РФ, вертикальное выравнивание уровней бюджетной обеспеченности в РФ обеспечивает также Федеральный фонд компенсаций. Он был образован в 2001 г., и первоначально средства этого фонда формировались за счет централизации части НДС, которая раньше оставалась в регионах (15 % от НДС). В последующие годы этот принцип формирования средств Федерального фонда компенсаций уже не использовался. Его размер определялся исходя из необходимого объема финансирования тех мероприятий, которые должны были быть профинансированы за счет средств фонда.