Мероприятия по совершенствованию финансирования МУРЭП «Жилье»
Структура управления фондом предполагает наличие руководителя и консультационного совета фонда.
Рисунок 3.3. Предлагаемый механизм финансирования ЖКХ города
Совет должен формироваться с непосредственным участием Отдела ЖКХ, строительства и архитектуры города Новочебоксарска и утверждаться главой администрации. В состав Совета могут входить представители общественных и государственных организаций, учреждений, предприятий, представители администрации населенных пунктов. Работу по формированию фонда и обеспечению использования его средств в соответствии с их целевыми назначениями будет проводить экономическая служба фонда, а техническую и программную поддержку осуществлять технический отдел.
Предлагаемый механизм финансирования отрасли схематично изображен на рис. 3.3.
Как видно из рисунка 3.3, группы потребителей (население, предприятия) и местные власти как собственники заключают договора на обслуживание недвижимого имущества с МУРЭП «Жилье».
Последние в свою очередь находят подрядчиков, которые самостоятельно или с привлечением третьих лиц (поставщиков) выполняют работы, предоставляют услуги непосредственно на объекте. Результаты их деятельности отражаются на сайте МУРЭП «Жилье» и происходит постепенное перечисление средств фонда непосредственно на расчетные счета МУРЭП «Жилье».
Если выявлено нарушение условий договора, то по сигналу потребителей, органов власти или непосредственного заказчика срабатывает так называемый электронный замок, и перечисление средств прекращается, пока нарушение не будет исправлено. Окончательный расчет производится по результатам выполнения заказа, указанного в договоре на основании акта сдачи-приемки объекта, либо по фактическим объемам предоставленных услуг.
Обнародование информации на сайте о платежах потребителей даст возможность МУРЭП «Жилье», в свою очередь, воздействовать на злостных неплательщиков в рамках санкций, предусмотренных в договоре в соответствии с действующим законодательством. Такой механизм, по моему мнению, позволит учесть интересы конечных потребителей и повысить ответственность всех его участников. Как следствие, это увеличит собираемость платежей, послужит фактором повышения инвестиционной привлекательности, обеспечит сокращение дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий ЖКХ.
В настоящее время в г. Новочебоксарске проводится реструктуризации дебиторской задолженности отрасли. Одним из её направлений может стать система бонусных скидок за непросроченный платеж. Основными причинами неплатежей являются низкие доходы граждан по сравнению с величиной тарифа, отсутствие ответственности и незаинтересованность в своевременной оплате. Ещё одной причиной являются высокие доходы части населения. Доля затрат на коммунальные услуги в их бюджете незначительна, и они попросту забывают сделать платеж. При накоплении значительной суммы, её перекрывают единовременно, иногда авансом.
Первую проблему в рамках отрасли можно решить путем предоставления гражданам субсидий, право на которые определяется исходя из социальной нормы площади жилья и доли платежей за коммунальные услуги в совокупном доходе семьи. Но данный способ теряет свое значение, если размер субсидии незначителен и не окупает потраченных на её предоставление средств. Кроме того, бывает затруднителен сбор необходимых документов. Со второй проблемой можно бороться путем начисления пеней и штрафов, но это малоэффективно, так как усугубляет неплатежи. Разъяснительная работа среди населения может несколько улучшить положение, если население будет знать, что долги влекут низкое качество услуг, пени и штрафы для предприятий ЖКХ и заставляют их закладывать в новые тарифы эти затраты.