Этапы фандрайзинговой кампании
Как правило, поиск финансирования для НКО осуществляется в форме фандрайзинговой кампании. Фандрайзинговые кампании могут быть разовыми (поиск финансирования для конкретной программы или проекта), либо регулярными (постоянный поиск финансирования для осуществления деятельности организации). Разработка фандрайзинговой кампании, как правило, находит выражение в двух основных документах: программе фандрайзинга и плане проведения кампании.
Программа фандрайзинга включает:
· Цель программы;
· Задачи программы;
· Ориентировочный перечень потенциальных спонсоров;
· Методы и механизмы реализации;
· Этапы реализации;
· Имеющиеся в НКО ресурсы для проведения кампании;
· Ожидаемые результаты;
· Сроки реализации.
План проведения предполагает описание:
· Запланированных мероприятий (в соответствии с этапами кампании);
· Ответственных за реализацию (исполнителей);
· Сроков выполнения.
Основные требования, выдвигаемые к фандрайзинговым программам:
· Реальность выполнения. В программе должны быть реально проанализированы и учтены возможности НКО, которыми она располагает, и которые могут быть использованы для проведения кампании. Мировой опыт свидетельствует, что реальные затраты НКО, связанные с поиском финансирования, могут достигать 10% от сумм, которые планируется получить.
· Учет реальных ресурсов НКО. Это - одно из самых важных условий, поскольку можно запланировать, например, проведение благотворительного фестиваля, но, не имея для этого средств, вряд ли удастся его осуществить. Нельзя закладывать в программу фандрайзинга поиск средств, необходимых для ее реализации, то есть делать «фандрайзинг для фандрайзинга».
· Учет специфики региона. При подготовке программы НКО должна опираться на знание реальной ситуации, что, в частности, предполагает:
· знание основных проблем (в сфере деятельности НКО) региона, их актуальности, возможных путей решения, достигнутых результатов и т.д.;
· информация о потенциальных источниках финансирования, имеющихся в регионе, либо структурах, готовых вкладывать деньги в регион - донорских организациях, предпринимателях-спонсорах, государственных органах, физических лицах, других НКО;
· Учет опыта предыдущих кампаний. Любая проведенная фандрайзинговая кампания, даже неудавшаяся, является бесценным опытом для НКО, поскольку дает возможность реально оценить успехи и неудачи и внести необходимые изменения.
· Реальные сроки. Расчет времени для проведения кампании должен исходить из реальных потребностей организации и одновременно учитывать реальные возможности доноров.
· Гибкость и мобильность. Ни одна НКО не может рассчитывать на стопроцентный результат при подготовке и проведении фандрайзинговой кампании. При подготовке программы нужно учитывать непредвиденные обстоятельства и закладывать возможность внесения оперативных изменений в ход ее реализации без изменения сути самой программы. Очень удобно в данном случае разработать своеобразный алгоритм действий (если «да», то делать «А», если «нет», то делать «Б»).
Деятельность, связанную с поиском финансирования для НКО (фандрайзинговую кампанию), можно разделить на 3 основных этапа:
· Подготовительный этап;
· Этап реализации;
· Этап анализа и оценки результатов.
Рассмотрим каждый из этапов более подробно, сделав предварительно одну оговорку. В данной ситуации принципиальным является вопрос, с чего начинать? Точнее, где находится «точка отсчета», с которой непосредственно начинается поиск финансирования? В имеющейся (не очень многочисленной) литературе по фандрайзингу нет единого мнения по этому поводу. В одних книгах разговор начинается со стратегического планирования деятельности НКО в целом, с других - с выбора донора, в третьих - со сбора информации, в четвертых - с подготовки проекта. Этот перечень можно продолжить. Суть проблемы состоит в том, что фандрайзинг составляет неотъемлемую часть деятельности организации. Он органически связан практически со всеми остальными видами деятельности НКО, поэтому определить начало фандрайзинговой деятельности достаточно сложно.
А. Подготовительный этап (подготовка кампании по сбору средств)