Этапы фандрайзинговой кампании
Подготовка кампании по сбору средств предполагает осуществление нескольких видов деятельности:
· Сбор информации о потенциальных источниках финансирования.
В предыдущем параграфе были рассмотрены основные виды потенциальных источников финансирования НКО. Успех фандрайзинговой кампании во многом будет зависеть от того, насколько эффективно сможет организация взаимодействовать с различными типами потенциальных доноров. Обращение к большему количеству доноров увеличивает шансы на успех, но усложняет саму работу. Важнейшее значение в этом плане имеет информация. Необходимо не просто оперативно реагировать на поступающую информацию (объявили о программе грантов - нужно писать проект), а обеспечить ее постоянный сбор, обработку и анализ. Другими словами, важно учитывать принцип - «НКО управляет информацией, а не информация управляет НКО». Сбор и обработка информации должны носить систематический характер и совершаться по определенной схеме. В этой связи можно предложить следующую таблицу, которая поможет организации упорядочить работу по сбору информации.
Виды деятельности |
Источники информации |
Организация сбора и отбора информации; Заполнение карточки потенциального донора, включая: контактную информацию, приоритеты, основные программы и виды деятельности; требования, ограничения; сроки подачи и рассмотрения; регионы; информация в СМИ (вырезки из газет и журналов); отзывы других НКО; личные контакты (где, когда, причина, результат, анализ); Для работы с коммерческими структурами и органами власти желательно иметь также досье на руководителя, включая личные интересы, увлечения и т.д. Создание и постоянное пополнение собственного банка данных потенциальных спонсоров; |
Справочники донорских организаций; Периодические издания, выпускаемые НПО и донорами, включая анонсы программ грантов; Информация в СМИ о благотворительных акциях коммерческих структур и социальных программах государства; Страницы доноров в сети Интернет; Рассылка информации по электронной почте; Информация, поступающая от других НКО; Пресс-конференции, круглые столы, семинары; Проведение опросов (потенциальных доноров); Годовые отчеты донорских организаций, бизнес структур, НКО и т.д.; Встречи с представителями бизнеса, органов власти и т.д. |
· Подготовка информационного пакета (набора информационных материалов) о деятельности НКО.
Информационный пакет является визитной карточкой организации (по крайней мере, при первом контакте с потенциальным донором). От того, что и как сможет предложить НКО при первой встрече, во многом будет зависеть успех фандрайзингового мероприятия в целом. Основным, конечно же, является проект (предложения), с которыми НКО обращается к донору. Однако, нельзя не учитывать и значение информационных материалов, которые создают фон (хороший или плохой) самому проекту. Если, посмотрев материалы об организации, их сразу же хочется выкинуть в корзину для мусора, то вряд ли это поможет получить финансирование. Набор информационных материалов об НКО может быть адресным, то есть рассчитанным на конкретного донора, либо универсальным, предназначенным для различных организаций. Целесообразно иметь несколько типовых вариантов информационного пакета: отдельно для донорских организаций, коммерческих структур, СМИ, органов власти. Такой подход позволяет представить организацию в наиболее выгодном свете, то есть учесть приоритеты, запросы, предпочтения различных видов организаций.
Требования к предоставляемой потенциальным донорам информации:
· Должна быть лаконичной, но полно и всесторонне освещать деятельность НКО;
· Должна содержать последние данные о НКО;
· Должна быть достоверной;
· Должна быть запоминающейся;
· Должна представлять НКО в наиболее выгодном ракурсе, но без хвастовства и самовосхваления;
· Должна подчеркивать реальные преимущества НКО;
· Должна быть логически скомпонована и грамотно подготовлена;
· Должна содержать иллюстративный материал (его количество должно быть строго продумано и регламентировано: не нужно «нагружать» спонсора всеми публикациями НКО - достаточно предоставить 1-2, имеющие прямое отношение к теме проекта; не нужно прикладывать все отзывы в СМИ - достаточно 1-2 наиболее значительных; не нужно знакомить донора со всеми отзывами участников семинара - хватит 1-2, наиболее ярких и т.д.). Если же НКО, прикладывая большое количество материалов, пытается обратить внимание спонсора на свой большой опыт, то лучше это сделать с помощью обобщающей информации - диаграмм, списков и т.д.;