Этапы фандрайзинговой кампании
Следующим шагом фандрайзинговой кампании НКО является подача проекта (по почте или при личной встрече), рассмотрение которого займет определенное время (в зависимости от особенностей донорской организации). Период ожидания отнюдь не обозначает период бездействия для НКО. На этапе рассмотрения могут возникать разнообразные вопросы и ситуации, быстрое реагирование на которые позволит НКО повысить шансы на принятие положительного решения. На данном этапе НКО решает следующие задачи:
· Напоминание о себе (как правило, осуществляется в форме периодических звонков потенциальному донору, которые позволяют получить информацию, на какой стадии рассмотрения находится проект. В данной ситуации следует соблюдать баланс между закономерным интересом к судьбе своего проекта и надоедливостью, которая может вызвать раздражение);
· Преодоление возражений (если у донора возникают определенные вопросы или сомнения, НКО имеет возможность оперативно дать пояснения, комментарии, либо, в случае необходимости, внести изменения в проект);
· Развитие отношений с донором. Пользуясь возможностью, НКО может улучшить отношения с донорской организацией. Это можно сделать несколькими путями: информационная поддержка донора, то есть его регулярное информирование об интересных событиях; привлечение донора к мероприятиям, проводимым НКО в рамках других программ или проектов;
· Уточнение условий гранта. В случае принятия положительного решения о финансировании НКО согласовывает с донором условия и сроки выполнения проекта. На данном этапе важно согласовать все позиции, связанные с получением средств, выполнением проекта и отчетностью. Если спонсором вносятся определенные изменения в проект, НКО необходимо продумать, насколько это соответствует ее потребностям и возможностям. Если на предварительных этапах возникали какие-то двузначные ситуации, то их нужно решить именно сейчас.
Главное для НКО на данном этапе - быть настойчивым, внимательным и заинтересованным в принятии положительного решения, но не злоупотреблять вниманием и терпением спонсора.
· Заключение соглашения
После принятия решения и согласования всех аспектов реализации проекта между спонсором и НКО заключается соглашение, которое является формальным основанием для начала финансирования и выполнения проекта.
· Благодарность
Важным элементом любой фандрайзинговой кампании является умелое использование тактики выражения благодарности.
Тактика выражение благодарности позволяет:
· Выразить естественное чувство признательности за оказанную помощь;
· Выразить признательность за уделенное спонсором время (на встречу, изучение и анализ предложений и т.д.);
· Развивать дружеские отношения с донором;
· Оставить «двери открытыми», даже если в помощи отказано.
Благодарность может находить выражение в самых разнообразных формах.
Вот некоторые из них:
· Устная благодарность;
· Письмо-благодарность;
· Публикация благодарственных отзывов в СМИ;
· Упоминание о спонсоре во время проведения различных мероприятий НКО и т.д.
Проявление чувства благодарности должно быть:
· Своевременным;
· Уместным;
· Корректным;
· Ненавязчивым;
· Приятным (для спонсора);
· Оригинальным (по возможности).
· Анализ, оценка и проверка результатов
Получение финансирования (равно как и отказ) означает окончание определенного этапа фандрайзинговой кампании, но не прекращение поиска финансирования в целом. Если НКО занимается поиском средств лишь в «период между грантами», то она обречена на очень тяжелое существование. Параллельно с выполнением проекта необходимо провести анализ и оценку завершенного этапа кампании, внести необходимые корректировки в будущие планы.
Оценка программы, в том числе и фандрайзинговой - это систематический сбор информации о деятельности, характеристиках и результатах выполнения программы для того, чтобы можно было вынести суждение о программе, улучшить ее и/или информировать о решении относительно проведения программы в будущем.
Проведение оценки позволяет:
· Показать достигнутые успехи;
· Определить слабые стороны;
· Определить, что можно изменить или улучшить;