Этапы фандрайзинговой кампании
· Положительно повлиять на жизнь участников;
· Положительное повлиять на деятельность НКО в целом.
Выделяются 4 основных этапа проведения оценки:
· Сбор информации;
· Обработка и анализ полученных данных;
· Подготовка отчета по итогам проведенной оценки и рекомендаций по улучшению программы;
· Внесение изменений в ход реализации программы.
Процесс подготовки к проведению оценки (сбор информации) следует начинать практически с самого начала проведения фандрайзинговой кампании. Обычно используются следующие методы сбора информации (классификация по видам деятельности):
· Наблюдение (осуществление постоянного наблюдения и запись ключевых моментов в процессе фандрайзинговой кампании позволяет в дальнейшем восстановить и проанализировать весь ход событий, не упуская отдельных мелочей);
· Подсчет;
· Просмотр документов/ записей;
· Собеседование (интервьюирование) позволяет собрать различные точки зрения на проведенную кампанию, что сделает результаты оценки более достоверными;
· Групповое обсуждение (фокус-группа), как правило, является завершающим этапом проведения оценки. Привлечение к участию в фокус-группе сотрудников НКО, клиентов и потенциальных доноров (по возможности) может дать много интересных и полезных идей, которые будут использованы в дальнейшем.
Используемые методы оценки, при всем их разнообразии, можно разделить на две основные группы: методы оценки качества и методы оценки количества.
· Качественный метод включает глубокое исследование сути явлений, внутренних механизмов и взаимосвязей, многозначности, чувств, впечатлений, понимания процессов и событий.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Позволяет проанализировать суть явлений Уделяется большое внимание нюансам и взаимосвязям между явлениями и процессами Предусматривает большую адаптацию к анализируемой программе и меньшее вмешательство Предполагает индивидуальный подход и гибкость по отношению к участникам программы |
Может привести к накоплению чрезмерного количества подробностей Является трудоемким Полученные данные могут вызвать недоверие у заинтересованных лиц Может возникнуть проблема конфиденциальности Может привести к предвзятым результатам Требует от консультанта дополнительного опыта |
· Количественный метод сбора информации включает сбор и подсчет цифровых и информационных данных, подведение итогов, статистический анализ.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Предоставляет возможность собрать много информации и получить объективную картину Имеет высокую достоверность Полученные данные излагаются сжато, имеют системный характер Позволяет проводить сравнения Носит анонимный характер Позволяет провести оценку быстро и недорого |
Могут иметь место искажения и предвзятость Сложные явления сводятся к простым категориям Опыт людей ограничен категориями ответов Полученный материал ограничен рамками заранее подготовленных вопросов Требует значительного понимания контекста и проблемы |
К проведению оценки предъявляются следующие требования:
· Разнообразие;
· Эффективность;
· Проникновение в суть;
· Последовательность;
· Релевантность;
· Ценностная ориентация;
· Нельзя поддаваться влиянию;
· Нужно быть непредвзятым;
· Нужно соблюдать нормы конфиденциальности;
· Нужно осознавать ценностную ориентацию;
· Нужно стремиться к партнерству.
· Дальнейшее поддержание контактов с донором.
Получение финансирования от донора дает НКО хороший шанс установить долгосрочные и взаимовыгодные отношения со спонсором. Необходимая база для этого уже создана. Поддержанный проект предоставляет НКО возможность регулярно общаться с донором и развивать партнерские отношения. Основные условия, содействующие становлению партнерских связей между НКО и спонсором: