Прогноз темпов прироста товарооборота и прибыли предприятия
В процессе разработки планов торгового предприятия используются специфические методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования данного хозяйствующего субъекта. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке.
При выборе конкретных методов планирования учитываются следующие факторы:
длительность планового периода;
особенности расчетов планового показателя;
обеспеченность исходной информацией и возможность ее использования;
наличие соответствующей технической базы обработки информации и проведения расчетов;
уровень квалификации работников.
При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:
опытно-статистический;
экономико-статистический;
экономико-математического моделирования;
комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Так как предприятие работает с 2004 года, то экономико-математические методы использовать нецелесообразно.
Рассчитаем объем розничного товарооборота следующими методами:
опытно-статистическим;
комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
При планировании объема товарооборота опытно-статистическим методом следует исходить из сопоставимого объема товарооборота за текущий год и среднегодового темпа изменения товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году:
Тп.г. = (Тсоп. * Т%) / 100,
где Тп.г. - объем товарооборота на планируемый год, руб.;
Тсоп. - сопоставимый товарооборот текущего года, руб.;
Т% - среднегодовой темп изменения товарооборота, %.
Так как в 2006 году был прирост 53% и практика показывает, что все возможные ресурсы использованы, то предположим, что темп прироста составит 20%.
Тп.г. = (8734,35 *120,00)/100 = 10517,22 тыс. руб.
Определим объём розничного товарооборота с помощью комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, исходя из заданной суммы прибыли, которую предприятие собирается получить в планируемом году.
Прибыль торгового предприятия может быть определена по формуле:
П=ВД-ИО±СВ,
где П- сумма валовой прибыли, тыс.руб.;
ВД - сумма валового дохода, тыс.руб.;
ИО - сумма издержек обращения, тыс.руб.;
СВ - сальдо внереализационных доходов и расходов.
или
П= Т*УВД-Т*УИО± СВ,
где Т- объем товарооборота, тыс.руб.;
УВД- уровень валового дохода, десятичная дробь;
УИО -уровень издержек обращения, десятичная дробь.
отсюда
Т= (П±СВ)/ (УВД -УИО)
Предприятию ЗАО «ТЭСМА» на планируемый год необходимо 700 тыс. руб. прибыли, средний уровень торговых надбавок - 10% к обороту, уровень издержек обращения - 4,7% к обороту, сальдо прочих доходов и расходов - + 50 тыс.руб.
Тогда план товарооборота торгового предприятия должен составить:
Т= (700-50)/ (0,1-0,047) = 12264,15 тыс. руб.
Результаты расчета объема розничного товарооборота ЗАО «ТЭСМА» предприятия сведены в таблице 3.13.
Таблица 3.13. Расчет объема товарооборота на планируемый 2007 год.
Методика расчета |
Расчетный товарооборот на планируемый год, тыс.руб. |
Прирост товарооборота в % к отчетному году (2006г.) |
1. Опытно-статистический метод |
10517,22 |
20,00 |
2. Комплексная увязка основных показателей хозяйственной деятельности |
12264,15 |
39,93 |